В Музее городской скульптуры открылась выставка Валерия Бытки
В Музее городской скульптуры на площади Александра Невского представлена персональная выставка скульптора по камню Валерия Бытки. Привычнее видеть его необычные работы в коломяжской «деревне художников», однако здесь, в «академическом» пространстве, творения мастера заиграли по‑новому.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Выставка — и подарок к 60‑летию мастера, и своего рода его творческий отчет за три десятка лет. Как отмечает заведующая выставочным залом Анна Ковалевская, в работах скульптора петербургская сдержанность причудливо сочетается с молдавскими мотивами резьбы и народной красочной росписи по камню.
Бытка работает с исконно петербургским материалом — пудожским камнем и путиловской плитой. Камни собирает по всему городу и области. Поначалу ездил в Пудость в каменоломни, где когда‑то добывали материал для строительства Гатчинского дворца и Казанского собора. Затем он стал использовать камень, из которого построен наш город, — фрагменты кладки, ступеньки и другие элементы.
Выставку в музее Бытка назвал «Сотворчество». По словам самого скульптора, это не просто красивое слово, а попытка дать определение его ноу-хау.
— Мои работы — это чаще всего рельеф на лицевой стороне камня, — поясняет Бытка. — Тыльная сторона рельефов долгие годы оставалась пустой. Мне это не нравилось, и я решился на эксперимент: стал предлагать ее для оформления художникам, керамистам и мозаичистам.
Результаты получились неожиданные — двойные или даже тройные работы, причем изображение на каменном рельефе служит основой сюжета, а изображение на обратной стороне как бы продолжает его. Такие рельефы можно рассматривать, обходя со всех сторон, один и тот же камень служит объектом приложения сразу нескольких мастеров. В буквальном смысле слова — сотворчеством.
К примеру, каменный рельеф Бытки, посвященный Рождеству, с тыльной стороны расписали сразу два художника — Геля Писарева нарисовала деревянные домики «деревни художников», а Татьяна Пономаренко добавила двух ангелов — городского и деревенского. Изображенные на фоне больницы имени Алмазова, они сообщают, что в Коломяги пришло Рождество!.. Росписи по камню выполнены масляными и акриловыми красками, так что они достаточно долговечные.
Большинство скульптур Валерия Бытки — это каменные иллюстрации к его повестям «Диалоги с Богом», «Вино Победы» и «Дворовые рассказы». Над обратной стороной рельефа «Открытка для дочери» из цикла «Вино Победы» колдовала Татьяна Пономаренко — большой мастер пластилиновых картин на стекле. Но на камень пластилин ложился очень плохо, и тогда «сотворцы» разогрели поверхность камня термофеном, в буквальном смысле втерли в него первый слой пластилина, а уже по нему Татьяна набрала объемную пластилиновую открытку. Затем сверху изображение покрыли лаком.
— Наверное, труднее всех пришлось в этом проекте иконописцу Марианне Сергеевой. Я попросил ее на обороте моей скульптуры «Молитва в Гефсиманском саду» написать картину на религиозную тему. Она согласилась не сразу, уж слишком необычна была для нее задача. И продолжила мою историю, запечатленную в рельефе, — рассказывает Бытка.
Совсем особенный дуэт получился с художником-ювелиром Светланой Грушецкой. К каменному фрагменту Троицкого моста она сплела из проволочных нитей ажурные фонари и решетки. Получилось изящно и необычно. Ювелирное искусство и пудожский камень не самое привычное сочетание.
— Особенность выставки в том, что ее участники — как профессиональные, так и самодеятельные художники. Но ни у кого не возникает сомнения, что они тоже достойны быть представленными в государственном музее, — говорит скульптор.
Помимо коллег Бытка привлек к сотворчеству своих учеников. Наталья Субботина на обороте одной из каменных скульптур изобразила дом художников на Тбилисской улице в Коломягах. Он как будто плывет по водам Фонтанки и заплывает в Летний сад, изображенный на лицевом рельефе Бытки.
— Тех, кто под моим началом осваивает лепку, я потихоньку подвожу к занятию с деревом и камнем, — говорит Бытка. — И вот что удивительно: многие родители моих учеников тоже рискнули попробовать себя в лепке, некоторые даже раскрыли в себе спавшие таланты. Наталья Цапаева проявила анималистические способности: стала лепить животных. Для обратной стороны камня с изображением коня она изготовила из глины фигурки лошадей.
Кстати, как отмечает скульптор, у его проекта «Сотворчество» есть предтеча — дуэт с Анастасией Николаевой, сложившийся еще в 1990‑х годах. Хотя тогда речь шла все‑таки больше о ремесленничестве: Валерий вырезал из камней бабочек, птиц и саламандр, а Настя их расписывала на продажу…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком «Мастер и его сотворчество».
Комментарии