В Петербурге открылась выставка собранных Петром I скульптур Летнего сада

В Михайловском замке открылась уникальная выставка «Петр I — коллекционер». У названия есть продолжение — «Скульптура Летнего сада из собрания Русского музея».

В Петербурге открылась выставка собранных Петром I скульптур Летнего сада | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Три отреставрированных зала заполнили бюсты, статуи, скульптурные группы из каррарского мрамора работы мастеров XVIII века, почти три столетия украшавшие Летний сад. Аллегории воинских побед, портреты героев и исторических персонажей, изображения античных богов, нимф, персонажей древних мифов, предсказательниц судьбы — сивилл были закуплены в Венеции и Риме по указанию основателя нашего города.

Выставка скульптур Летнего сада, собранных Петром, — первая за много лет. Они долго ждали, чтобы оказаться в этих залах, — рассказывает ведущий научный сотрудник хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова. — Это самая большая в мире коллекция садово-парковой скульптуры того времени. Бесценное сокровище — 92 статуи.

Разумеется, в состав выставки вошла коллекция не целиком, а ее ядро. То, что поместилось в залах. Сохранена главная идея: скульптуры составили серии и пары, как это и было при их исторической расстановке в Летнем саду, чтобы подчеркнуть неслучайный характер подбора произведений для коллекции, смысловую взаимосвязь сюжетов.

С двух сторон от дверей зала взирают друг на друга «Правосудие» и «Милосердие». Так они стояли и на главной аллее Летнего сада. Это работа Пьетро Баратта, любимого скульптора Петра. С этим именем связаны 15 статуй и бюстов коллекции. Баратта также бесплатно обучал молодых людей, отправленных Петром в Италию, ухаживать за скульптурой.

Сохранились заметки датского посланника, как он гулял по саду с русским царем, когда коллекция только формировалась. Он видел тридцать с лишним замечательных статуй, среди них была «Церера», авторство которой приписывается фламандскому скульптору Томасу Квеллинусу. Легкая фигура, без подпорок, ее держит плащ. Тот же скульптор создал и «Нимфу» Летнего сада. Она пока ждет реставрации в хранилище.

В соседнем помещении в ряд стоят скульптуры группы «Времена суток» — «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» работы Джованни Бонацца.

Статуи в залах, как было в саду, перемежают бюсты. В центре «Двуликий Янус». С одной стороны у него лицо юноши, с другой — старика. Работа неизвестного скульп­тора.

Шедевр коллекции, группа «Амур и Психея», вышел из мастерской Лоренцо Бернини. Произведение недавно отреставрировано. Огромную скульптурную группу в начале XVIII века привезли из Италии. В пути «Психее» повредили ногу. И в Летнем саду богине не везло, у нее не раз крали светильник.

Это не единственный случай вандализма в Летнем саду. У «Минер­вы» отнимали копье, случалось — вместе с частью руки. «Аллегорию красоты» расписали фломастером чуть ли не на следующий день после свежей реставрации. У дракона, охраняющего красоту, отрывали ухо и язык.

Еще более беспощадный враг мраморных шедевров — наш сырой и холодный климат. Тут добрым словом надо вспомнить надзирателя за скульптурой Летнего сада Василия Демут-Малиновского. В 1826 году он придумал деревянные футляры, защищающие мрамор от морозов, ветров и влаги. До сих пор они самое надежное укрытие. С ними не могут сравниться стекло или пластик.

Не всегда тот, кто прикасался к памятникам с добрыми намерениями, делал это бережно. С близкого расстояния видно, как повреждена поверхность произведения Баратта «Навигация». В XIX веке скульптуру пытались подновить, сделать ее более светлой, снимали верхний слой.

Расцвет реставрации скульптур петровской коллекции пришелся на вторую половину ХХ века, после того как четыре с лишним года статуи из мрамора пролежали в земле, в ящиках, сделанных из деревянных футляров. После войны их достали, быстро вымыли и поставили. К зиме сделали новые футляры.

Каждые семь — десять лет скульптуру реставрировали, но было очевидно, что под открытым небом она погибает. В 2009 году коллекцию переместили в залы Михайловского замка. На аллеях Летнего сада ее заменили точные копии из современных материалов. Впервые в мире такая коллекция была полностью скопирована. На историческом месте остались первый памятник России из мрамора — скульптурная группа Пьетро Баратта «Мир и Победа. Аллегория Ништадтского мира» и «Вакх» того же автора.

Как считает хранитель коллекции Галина Хвостова, в помещении парковая скульптура ведет себя и воспринимается иначе, чем в саду, где другое пространство, воздух, много зелени. Зато теперь больше внимания можно уделить пластике, деталям, выражению лиц… Мраморные аллегории еще не привыкли к залам, но это произойдет. Здесь они в безопасности, за ними следят, их не обижают.


#выставка #Михайловский замок #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7190) от 16.06.2022 под заголовком «Залы полны аллегорий».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?