В Музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Галы»

В Музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Галы».

В Музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Галы» | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

В залах – полумрак. Как всегда в последнее время на модных выставках. И, как это делают только в Музее Фаберже, картины подсвечены так, что напоминают слайды. Опять многие будут критиковать эту манеру. Но мне нравится. Ощущаешь себя словно в каком-то сне – кругом зеркала, в которых множатся отражения, на полу огромные вазы с какими-то пушистыми белыми растениями – будто балетные пачки. Вполне сюрреалистично.

Директор Музея Фаберже Владимир Вдовиченко рассказал, как шла работа над выставкой:

Первую выставку Сальвадора Дали мы провели в 2017 году в Петербурге, она была принята на ура. Вторую мы организовали в Москве, и она произвела фурор, но, увы, была закрыта на месяц раньше срока из-за начавшейся пандемии. Несмотря на это мы установили сразу несколько рекордов: самое большое количество посетителей за месяц – 316 тысяч человек; за день – 13 200 человек и, наконец, самая высокая средняя посещаемость – 10 200 человек. После Москвы мы предполагали привезти выставку в Петербург, но ковид не позволил.

Приехавшая выставка не клон московской, хотя те, кто успел побывать в московском «Манеже», наверняка вспомнят многие картины. Но для Петербурга выставку переформатировали.

Директор музеев Дали и куратор выставки Монсе Агер рассказала, что выставку готовили специально для России. Ведь Гала, главная женщина жизни Дали, была русской, она родилась в Казани, училась в Москве в гимназии Брюхоненко вместе с сестрой Марины Цветаевой Анастасией, была начитанной, любила Толстого и Достоевского...

Ее русское прошлое, ее русский мир оказали влияние на творчество Дали, – заметила сеньора Агер.

Она также объяснила, как построена выставка:

Экспозиция делится на несколько разделов. На примере изображений Галы и эволюции ее образа мы хотели раскрыть такие темы в творчестве Дали, как сюрреализм, поворот в сторону классического искусства, влияние Рафаэля, Леонардо, Веласкеса, атомный мистицизм...

Благодаря фонду «Гала – Сальвадор Дали» и Музею Дали в Петербург привезли действительно уникальные вещи. Примеры «атомного мистицизма» – «Атомная Леда» и «Галатея сфер». Этот период в творчестве Дали начался после атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Художник был потрясен и с присущей ему интуицией сразу понял, что эта катастрофа возвещает о наступлении нового миропорядка.

Эти хрестоматийные картины много лет не покидали Испанию.

А знаменитая «Галарина» вообще никогда не выезжала не то что за пределы страны, но даже Музея-театра в Фигерасе. Картина – реверанс Дали Рафаэлю, которого он боготворил, и его «Форнарине». Одна из тех, что раскрывает поворот Дали от сюрреализма и безумств молодости к бессмертной классике. Интересно, как сочетаются в ней классические традиции и гламур XX века. В «Галарине» есть что-то и от модной фотографии. Кажется, знатоки смогут даже определить, помадой какой фирмы накрашены губы Галы, столь точно переданы и оттенок, и текстура.

Есть на выставке и оммаж еще одному божеству Дали – великому испанскому живописцу XVII века Диего Веласкесу. Картина с длинным названием «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отраженными шестью реальными зеркалами» вступает в диалог с его шедевром «Менины». Та же сложнейшая композиция с системой отражений в зеркалах. Отражение его собственного лица сильно напоминает красавца Веласкеса, запечатлевшего себя с кистью в «Менинах» в туманном зеркале.

Сама Гала изображена в матроске и с черным бархатным бантом в пышных волосах. Как маленькая девочка. Но отраженное зеркалом лицо принадлежит стареющей женщине.

Кстати, матроска сохранилась среди других вещей гардероба Галы в готическом замке Пуболь, подаренном ей Дали. До нас доехали только бант, шляпка, сумочка... Жаль, потому что вещи тоже могли бы многое рассказать об этой женщине.

Организаторы выставки делают акцент на романтическую сторону отношений Дали и Галы. «Ковид ковидом, но любовь и романтизм никто не отменял», – сказал на открытии Владимир Вдовиченко.

Но в основе этого продлившегося больше 50 лет союза была не только романтика. Гала была жесткой, властной, расчетливой, а владельцы галерей называли ее «чертом в юбке», так хорошо она выколачивала деньги за работы мужа. Она была не только музой, но и бухгалтером, продюсером, pr-менеджером.

«Люди боялись Галу. Небольшого роста, она входила в комнату, и все начинали шептать – Гала здесь! Пытались спрятаться и судорожно гасили сигареты», – пишет певица Аманда Лир в своей книге воспоминаний о Дали, который прикипел к ней в старости.

Но Гала вселяла в своего нервного, мятущегося, одержимого множеством фобий и маний мужа покой и уверенность. А он говорил, что любовь к ней пламенела в нем еще до рождения.

Выставка продлится до 16 января.


#выставка #Музей Фаберже #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7035) от 21.10.2021 под заголовком «Любовь победила вирус».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?