Музей Академии художеств открыл четыре выставки Евсея Моисеенко

Необычный проект – «Времена года в произведениях Евсея Моисеенко» подготовил Музей Академии художеств. Четыре небольшие выставки пейзажей известного ленинградского художника из фондов музея показаны в четырех его филиалах.

Музей Академии художеств открыл четыре выставки Евсея Моисеенко | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Зима» досталась Музею-квартире Исаака Бродского, где и состоялся общий вернисаж. Как рассказала Оксана Волкова, заведующая этим филиалом, выставка – дань памяти и благодарность Бродскому, окончательно определившему творческую судьбу Моисеенко. По рекомендации своих московских учителей он приехал в Ленинград, чтобы готовиться к поступлению в Академию художеств. Показал свои работы Бродскому, тогда – ректору Всероссийской академии художеств, и его ближайшее будущее определилось. По распоряжению ректора Моисеенко за три месяца до окончания учебного года был зачислен вольнослушателем на первый курс. Бродский позаботился и о бытовом устройстве будущего художника. Его поселили в общежитии для рабочих, обслуживающих академию. «Бродский выдал Моисеенко сто рублей (сумму по тем временам немалую) с напутствием отдать, когда станет художником и разбогатеет. Долг Моисеенко отдать не успел. Художником стал», – подытожила Волкова.

На вернисаже ученики художника вспоминали, что Моисеенко обладал замечательными человеческими качествами. Умел оценить работу коллеги по цеху, даже если тот был совсем не близок ему творчески. Например, восхищался картинами Аркадия Пластова. Или интересовался современной наукой, в частности кибернетикой, от которой был очень далек.

Стеша.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Основная часть зимних пейзажей – изображения Старой Ладоги и ее окрестностей. В 1960 – 1970-е годы Моисеенко с женой Валентиной Рыбалко, известным ленинградским скульптором, приезжали в деревню Чернавино, расположенную на берегу реки Волхова. Там в старой дворянской усадьбе находился Дом творчества художников. На противоположном берегу – знаменитая Старая Ладога, древняя столица Руси. Там появились картины «Над Волховом», «Старая Ладога. Купола», «Старая церковь» и другие.

Из окна своей городской квартиры Моисеенко изобразил «Зиму» – трогательный пейзаж с заснеженным двором и детьми, которые катаются на ледяной горке. Мотив окна художник использовал в картинах «Женский портрет. У окна» и в «Натюрморте с вербой».

«Весна» Моисеенко показана в Музее-квартире Архипа Куинджи, «Лето» – в музее-усадьбе Ильи Репина «Пенаты», «Осень» – в Доме-музее Павла Чистякова. В любое время года Моисеенко следовал своему принципу: «Для каждой картины должен быть повод. Это может быть какое-то воспоминание, запах, зрелище пыльной земли или порванной струны. И вокруг этого – размышления художника. Должна быть изюминка, интонация, эмоциональная мелодия, которая повела бы за собой».


#выставка #музей #пейзаж #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7035) от 21.10.2021 под заголовком «Времена Моисеенко».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?