В музее Достоевского открылась литературная экспозиция
В Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского открылась новая постоянная литературная экспозиция, работа над которой заняла около трех лет. Это событие приурочено к 200-летию со дня рождения писателя и 50-летию музея.
ФОТО АВТОРА
Проект назван Pro et contra и представляет судьбу писателя как постоянную борьбу с внешними испытаниями и внутренними противоречиями. Задача литературной экспозиции – соединить реальную судьбу писателя и вымышленную им жизнь персонажей. В мемориальной экспозиции приоритетна подлинность предметов. В литературной – текст, точно найденное слово. Здесь – это цитаты из произведений Достоевского, из его дневника, мемуаров современников. Для создания новой экспозиции были привлечены материалы Музея истории Петербурга, Пушкинского Дома, Литературного музея им. Владимира Даля, нескольких петербургских и московских архивов. Сценографом, это слово точнее всего отражает суть такой работы, выступил Михаил Бычков, известный петербургский книжный график. Он же создал три панно «Братья Карамазовы».
Экспозиция построена так, чтобы посетитель мог ознакомиться с ней самостоятельно, рассматривая журналы с первыми публикациями произведений Достоевского, книги, фотографии, портреты друзей и современников, документы, иллюстрации. Если работы художника Мстислава Добужинского к повести «Белые ночи» хорошо знакомы многим, то менее известны иллюстрации Павла Федотова к рассказу «Ползунков». Это произведение было впервые опубликовано в 1883 году, уже после ухода из жизни и писателя, и художника. Только знатокам известно имя художницы Надежды Верещагиной-Розановой, дочери философа Василия Розанова, которая создала иллюстрации к роману «Бедные люди».
Узлы экспозиции – два стенда, расположенные на разных полюсах большого экспозиционного зала. Первый посвящен молодому Достоевскому, участнику кружка Михаила Петрашевского. Второй узел посвящен роману «Бесы», в котором отразились взгляды зрелого писателя на увлечения молодости. Между ними жизнь и судьба писателя и его произведений.
«Про и контра» встречаются сразу. Из «Дневника писателя»: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как себя помню, я помню любовь ко мне родителей». И рядом: «Меня с братом Мишей свезли в Санкт-Петербург в Инженерное училище 16 лет и испортили нашу будущность».
Борис Тихомиров, сокуратор экспозиции, заместитель директора Музея Достоевского по научной работе, показывает текст «Клятвенного обещания (Присяга)», которую давал будущий писатель при получении первого офицерского чина. Под типографским текстом – автограф: «Инженер-прапорщик Федор Достоевский».
Также среди раритетов, которых не было в предыдущих версиях литературной экспозиции, список, составленный в III отделении (политическая полиция), в каком порядке арестованные петрашевцы будут отправлены в Петропавловскую крепость и в какие камеры «Секретного дома» Алексеевского равелина кто помещен. Достоевский был посажен в № 9.
Много лет спустя он заметил в беседе с писателем Всеволодом Соловьевым: «Когда я очутился в крепости, я думал... что трех дней не выдержу, и вдруг совсем успокоился. Ведь что я там делал, я писал «Маленького героя».
Главное на стенде, посвященном роману «Игрок», не игорный стол и фото разных казино, а автобиографический текст Достоевского об Анне Сниткиной: «При конце романа я заметил, что стенографистка моя меня искренне любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова... а мне она все больше и больше нравилась. Я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны».
Тихомиров обратил мое внимание на еще один интересный документ. Это копия «Катехизиса революционера» Сергея Нечаева – прототипа Петра Верховенского в «Бесах». Миниатюрная книжка (29 страниц) была напечатана в 1869 году в Женеве небольшим тиражом с помощью шифра и переправлена в Россию. Полиция нашла книгу и записку с «ключом». Текст был опубликован в 1871 году в газете «Правительственный вестник». Во время революции книга и записка сгорели вместе с архивом полиции. В 1924 году Алексей Шилов, историк революционного движения, нашел другой экземпляр. Используя его и газетный текст, шифровальщик НКВД восстановил «ключ» и попутно уточнил некоторые фразы. Шилов опубликовал фото первой и двух последних страниц «Катехизиса». По ним создан музейный макет, поскольку шиловский подлинник также не сохранился.
Завершают экспозицию слова Достоевского из речи на открытии памятника Пушкину в Москве: «Стать настоящим русским... стремиться внести примирение в европейские противоречия», а также интерактивная карта «Петербург Достоевского» с информацией об адресах писателя и его героев.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7015) от 23.09.2021 под заголовком ««Я предложил ей за меня выйти»».
Комментарии