В Музее Анны Ахматовой представили альбом «Неизвестный Миллиоти. Возвращение»

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме состоялось представление только что вышедшего из печати альбома «Неизвестный Миллиоти. Возвращение». Это первая книга, посвященная русскому художнику-символисту Николаю Миллиоти (1874 – 1962), одному из активных участников объединений русских художников начала ХХ века — «Голубая роза» и «Мир искусства».

В Музее Анны Ахматовой представили альбом «Неизвестный Миллиоти. Возвращение» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Его самая известная картина «Рождение Венеры» (1912) находится в собрании Русского музея. Там же хранится портрет художника кисти Бориса Кустодиева. Миллиоти изображен в военной форме, он был активным участником Первой мировой войны. Революция 1917 года застала его на лечении в Крыму. Через два года по просьбе Анатолия Луначарского, наркома просвещения, Миллиоти стал председателем Комиссии по охране художественных ценностей Крыма. Но прочные отношения с большевиками не сложились.

В 1920 году Миллиоти покинул Россию, оставив в Москве жену и двух сыновей. Надеялся вернуться, но не получилось. В эмиграции художник пережил короткие периоды успеха как портретист и годы тяжелой нужды и безвестности, умер в Париже. Архив художника (дневники, фотографии, рисунки и несколько картин) стараниями близких друзей был переправлен наследникам в Москву. Сейчас он принадлежат Елене Миллиоти, внучке художника, актрисе теат­ра «Современник». Именно ей и кинорежиссеру Игорю Калядину принадлежит идея выпуска альбома. Богато иллюстрированное издание содержит четыре статьи. Биографический очерк написан Калядиным. «Мое счастье в жизни, моя защита — какая‑то вечно присутствующая ангельская мечта о красоте» — так сформулировал Миллиоти свое жизненное кредо.

Исследование о рисунках художника и расшифровку фрагментов его неизданных дневников сделала искусствовед Юлия Солонович из Русского музея. Миллиоти вел их с молодости до глубокой старости. Ранние пропали в годы революции, сохранились тетради начиная с 1920‑х годов. В них, например, рассказано о создании портрета Татьяны Толстой, дочери писателя, эта работа получила высокую оценку Александра Бенуа и Константина Сомова. А также о работе над ­портретами Марины Цветаевой и Федора Шаляпина.

Очерк о Миллиоти-живописце в контексте русского искусства Серебряного века написан искусствоведом Галиной Чурак из Третьяковской галереи. Елена Миллиоти публикует статью 2002 года о своих поисках произведений деда, разошедшихся по разным коллекциям и странам. Тогда еще были живы люди, лично знавшие художника.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о том, как будет распространяться альбом, Калядин пояснил: издание осуществлено на меценатские средства и не предназначено для продажи. Тираж разойдется по крупным книжным хранилищам страны, включая Российскую национальную библиотеку. Свои экземпляры получат Русский музей и Третьяковка, а также региональные музеи Астрахани, Иванова, Казани, Саратова, которые предоставили право на публикацию принадлежащих им произведений Мил­лиоти.


#музей #книга #музей Ахматовой #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7381) от 24.03.2023 под заголовком «В поисках красоты».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?