В Музее Анны Ахматовой появился новый цикл экскурсий «Красный. Пепел. Акварель»
В Музее Анны Ахматовой появился новый цикл экскурсий «Красный. Пепел. Акварель» (14+) — с активным использованием ароматов. Парфюмерные композиции специально для музейного проекта разработал Матвей Щербинин.

ФОТО Alex Rosario on Unsplash
Сотрудничество музеев с парфюмерами в Петербурге началось с Эрмитажа. В 2005 году итальянские парфюмеры решили воссоздать ароматы цветов и фруктов, запечатленных Караваджо на знаменитой картине «Лютнист». Смешав ингредиенты, получили парфюм «Караваджо». Вышло интересно, хотя сами духи, насколько я помню, показались слишком сладкими, приторными.
Какое‑то время спустя уже наши петербургские парфюмеры стали работать с музеями. Для «Царского Села», например, создали серию, посвященную Екатерининскому парку. А для выставки «Придворный парфюмер» в ГМЗ «Царское Село» реконструировали по старинным рецептам дореволюционные ароматы.
Летом 2021 года Гильдия парфюмеров и Музей Михаила Зощенко презентовали экскурсию, где с помощью специально созданных ароматов можно было погрузиться в прошлое и буквально физически почувствовать разные этапы жизни писателя.
Одна из музейных витрин была посвящена главным женщинам в жизни Зощенко — маме и жене Вере Владимировне. Созданный к ней аромат представлял собой реконструкцию винтажных духов «Персидская сирень».
Первая мировая война, когда романтический юноша отправился на фронт, где хлебнул испытаний в полной мере, был отравлен газами, от чего потом всю жизнь болело сердце. Аромат доносил до нас нотки полыни и железа, которым пахнет не только оружие, но и кровь.
Кто‑то скажет — ерунда, баловство какое‑то. Не спешите судить. Многие, наверное, замечали, как запахи воздействуют на психику, вызывая вдруг поток воспоминаний о пережитом. Самый простой пример — запах хвои и мандаринов. И сразу — детство, Новый год, время, когда все еще были живы, а ты сам верил в Деда Мороза.
Кроме того, у каждой эпохи есть особенный, неповторимый запах. Какие запахи витали в 1920 – 1930‑е годы в коммунальной квартире во флигеле Фонтанного дома, где и проводятся экскурсии? Можно предположить, что, наверное, пахло табаком — Ахматова в те годы много курила. Горящим деревом — отопление было печное. Коптящим примусом на коммунальной кухне. Какой‑то едой. Висящим там же свежевыстиранным бельем. В коридоре — пылью, покрывающей взгроможденные на шкафы чемоданы, сундук. Возможно, к этим тривиальным запахам примешивался тонкий аромат духов Ахматовой. Какие она любила, неизвестно. В своих «Записках» биограф Ахматовой Лидия Чуковская упоминает лишь духи «Идеал», которыми поэт пользовалась в молодости. Конечно, запах книг — кожаных переплетов, бумаги, пыли. В открытое окно вливались ароматы Шереметевского сада — разные в зависимости от времени года: то свежесть, а то тлен.
Колдуя над парфюмерными композициями, Матвей Щербинин пытался создать сложные ароматы, в которые примешивался бы и воздух времени, пропитанный страхом, отчаянием и, как без этого выжить, надеждой. В стихах Ахматовой так много запахов! Сладкий аромат липы, свежий и острый — моря, запах дымка от черной трубки друга, с которым она сидит в «Бродячей собаке», а еще розы, шиповник, красный тюльпан в чьей‑то петлице…
Автор концепции нового цикла — Алексей Мазуров, историк, лингвист.
Музейный проект стартовал в конце прошлого года, экскурсии с аншлагом прошли в декабре. Запланированы они и на январь. Особенность экскурсий не только в использовании ароматов. Они представляют собой новый формат — арт-медиации, когда модератор, то есть ведущий, и посетители общаются на равных.
20 января в 18.30 состоится новелла проекта, которая называется «Красный». Эпиграф к этой экскурсии — строчка из стихотворения Федора Тютчева «О, как убийственно мы любим». Главная героиня этой новеллы — сама Ахматова. 27 января в 18.30 — «Акварель», посвященная эпохе двадцатых годов и хозяину квартиры искусствоведу Николаю Пунину, с которым Ахматова прожила много лет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7334) от 13.01.2023 под заголовком «Аромат воскрешает прошлое».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 1 апреля
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
Вкус петровской эпохи: Екатериновка - прорыв ресторанного дела
В Чувашии пройдет фестиваль «Вышитая Россия»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии