В Музее Ахматовой открылась выставка Михаила Дмитриева «Разный ракурс»
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Михаила Дмитриева «Разный ракурс», посвященная 75‑летию известного мастера репортажной фотографии. 23 отпечатка хранятся в личном архиве автора. Негативы — в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Петербурга.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Трогательный портрет: Ариадна Бабарика, лесничий, заслуженный лесовод РСФСР, с преданной собакой Сильвой. Четвероногий спутник вытягивается из коляски мотоцикла, чтобы облизать лицо хозяйки. Снимок был сделан в селе Сомино Ленинградской области и напечатан в «Правде».
Легкая улыбка Льва Гумилева, пришедшего на поэтический вечер в народный музей «Анна Ахматова. Серебряный век». У матери и сына были сложные отношения, но заметно, что ученому приятно внимание людей к поэту…
Чтобы все это могли увидеть мы, фотограф поймал те моменты, которые Анри Картье-Брессон называл «решающими». Дмитриев соглашается с классиком и добавляет свой точный образ. «Репортаж в фотографии сродни джазу в музыке: интуиция, импровизация, ритм. Композиция строится за долю секунды, — говорит он. — Основа фотожурналистики — держать сюжет на кончиках пальцев».
Свою профессиональную карьеру Дмитриев начинал в «Ленинградской правде», где проработал восемь лет. До этого был Саратов, школьная стенгазета, а в 17 лет он опубликовался в главной областной газете. Потом три года учился на географа в Саратовском университете, служил в армии, работал слесарем на главном конвейере Кировского завода. Дмитриев — один из создателей известного ленинградского фотоклуба «Зеркало».
Эпиграфом к выставке стал портрет самого Дмитриева из редакционной фотолаборатории, сделанный Игорем Потемкиным. Маг или алхимик в своей мастерской…
Среди лучших репортажных снимков Дмитриева — «Бригада верхолазов-реставраторов Анатолия Емельянова на куполе дома № 55 – 57 по Садовой улице». Фотограф нашел слуховое окошко в известном Доме городских учреждений, чтобы поймать в кадр тяжелую, опасную и благородную работу. Словно архитектор Александр Лишневский специально придумал это окно именно для Дмитриева и его сюжета.
На снимке «Горожане на Адмиралтейской набережной Невы», на первый взгляд, ничего не происходит. Мальчик с удочками ловит рыбу, мимо идет старушка в очках и черном платке. Но как строг ее взгляд. То ли она беспокоится за природу, то ли осуждает бесцельное, на ее взгляд, времяпровождение подростка.
Финальное фото называется «Лель». Мальчик играет для своей подружки на самодельной дудочке. В славянской мифологии Лель играл во славу любви. У Дмитриева — в честь репортажной фотографии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7150) от 14.04.2022 под заголовком «Держать сюжет на кончиках пальцев».
Комментарии