В Музее Академии художеств открылась выставка «Другой Бродский»

Выставка «Другой Бродский», которая открылась в Музее Академии художеств, вторая часть проекта, посвященная 135-летию со дня рождения советского художника Исаака Бродского. Первая часть, представляющая его коллекцию, продолжает работу там же.

В Музее Академии художеств открылась выставка «Другой Бродский» | Исаак Бродский. Портрет Корнея Чуковского. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Исаак Бродский. Портрет Корнея Чуковского. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Оксана Волкова, заведующая Музеем-квартирой Бродского на площади Искусств, куратор выставки, она стремилась уйти от стереотипного представления об этом художнике исключительно как авторе портретов советских вождей. Поэтому были отобраны 40 картин и 18 рисунков, созданных преимущественно в начале ХХ века.

Драматургия показа строится вокруг двух картин Бродского, во многом определивших его личную и творческую судьбу. 9 января 1905 года художник шел на занятия в академию и чуть не попал под нагайки казаков, разгонявших мирную демонстрацию. Его спасла ограда Румянцевского сада, через которую он сумел быстро перелезть. Под впечатлением от этих событий художник пишет большой эскиз «Красные похороны». Эта работа была подготовлена к выставке, но арестована полицией. Бродский получил ее только после революции 1917 года.

Другое важное полотно - портрет Ильи Репина, который считал Бродского своим самым талантливым учеником. И, кстати, высоко оценил «Красные похороны». После первых сеансов позирования Репин был в восторге, сравнивал Бродского с Ван Дейком. Но когда тот внес финишные изменения, учитель и ученик серьезно поссорились и долго не общались.

Среди самых удачных картин Бродского, представленных на выставке, куратор назвала портрет Нины Чернобаевой, балерины, звезды немого кино, а также пейзажи «Сквозь ветки» и «Академическая дача». Бродский называл выбранный им стиль «ажур», в современных терминах - это символизм с элементами модерна.

Рисунки художника показывают, что в них он был таким же мастером, как в живописи. Это хорошо видно в портрете Людмилы Бурлюк, сестры двух знаменитых футуристов Давида и Владимира.

За два часа до вернисажа состоялась мини-конференция «Художник и власть». Вера Ловягина, хранитель советского искусства Музея истории Петербурга, рассказала о сложных отношениях Бродского и Филонова. Последний считал себя беспартийным большевиком, верил в мировую революцию и постоянно бедствовал. Бродский подобных заявлений не делал, преуспевал, получил от советской власти шикарную квартиру на площади Лассаля (ныне - площадь Искусств). Интересно, что в своих текстах художники часто упоминают друг друга. Известно, что Бродский бывал в доме на улице Литераторов, где жил Филонов, и предлагал ему продать одну из картин. Тот почти соглашался, но очередная статья Бродского с критикой формализма каждый раз заставляла Филонова изменить решение.

#художники #искусство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6592) от 19.12.2019 под заголовком «У Бродского всё в ажуре».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?