В Музее Академии художеств открылась выставка «Другой Бродский»

Выставка «Другой Бродский», которая открылась в Музее Академии художеств, вторая часть проекта, посвященная 135-летию со дня рождения советского художника Исаака Бродского. Первая часть, представляющая его коллекцию, продолжает работу там же.

В Музее Академии художеств открылась выставка «Другой Бродский» | Исаак Бродский. Портрет Корнея Чуковского. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Исаак Бродский. Портрет Корнея Чуковского. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Оксана Волкова, заведующая Музеем-квартирой Бродского на площади Искусств, куратор выставки, она стремилась уйти от стереотипного представления об этом художнике исключительно как авторе портретов советских вождей. Поэтому были отобраны 40 картин и 18 рисунков, созданных преимущественно в начале ХХ века.

Драматургия показа строится вокруг двух картин Бродского, во многом определивших его личную и творческую судьбу. 9 января 1905 года художник шел на занятия в академию и чуть не попал под нагайки казаков, разгонявших мирную демонстрацию. Его спасла ограда Румянцевского сада, через которую он сумел быстро перелезть. Под впечатлением от этих событий художник пишет большой эскиз «Красные похороны». Эта работа была подготовлена к выставке, но арестована полицией. Бродский получил ее только после революции 1917 года.

Другое важное полотно - портрет Ильи Репина, который считал Бродского своим самым талантливым учеником. И, кстати, высоко оценил «Красные похороны». После первых сеансов позирования Репин был в восторге, сравнивал Бродского с Ван Дейком. Но когда тот внес финишные изменения, учитель и ученик серьезно поссорились и долго не общались.

Среди самых удачных картин Бродского, представленных на выставке, куратор назвала портрет Нины Чернобаевой, балерины, звезды немого кино, а также пейзажи «Сквозь ветки» и «Академическая дача». Бродский называл выбранный им стиль «ажур», в современных терминах - это символизм с элементами модерна.

Рисунки художника показывают, что в них он был таким же мастером, как в живописи. Это хорошо видно в портрете Людмилы Бурлюк, сестры двух знаменитых футуристов Давида и Владимира.

За два часа до вернисажа состоялась мини-конференция «Художник и власть». Вера Ловягина, хранитель советского искусства Музея истории Петербурга, рассказала о сложных отношениях Бродского и Филонова. Последний считал себя беспартийным большевиком, верил в мировую революцию и постоянно бедствовал. Бродский подобных заявлений не делал, преуспевал, получил от советской власти шикарную квартиру на площади Лассаля (ныне - площадь Искусств). Интересно, что в своих текстах художники часто упоминают друг друга. Известно, что Бродский бывал в доме на улице Литераторов, где жил Филонов, и предлагал ему продать одну из картин. Тот почти соглашался, но очередная статья Бродского с критикой формализма каждый раз заставляла Филонова изменить решение.

#художники #искусство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6592) от 19.12.2019 под заголовком «У Бродского всё в ажуре».


Комментарии