Бродский без вождей. Уникальную коллекцию картин представили в Петербурге

На время небольшого ремонта в Мемориальном музее-квартире Исаака Бродского на площади Искусств, который является отделом Музея Академии художеств, запущен двухчастный выставочный проект в основном здании академии на Университетской набережной, 17.

Бродский без вождей. Уникальную коллекцию картин представили в Петербурге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кроме практических соображений существуют еще и юбилейные - 135 лет со дня рождения Бродского (1884 - 1939) и 70-летие со дня открытия музея-квартиры. Первая выставка, которая открылась на днях, посвящена коллекционерской деятельности художника. Этим сейчас он известен намного больше, чем как автор портретов коммунистических вождей.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Оксана Волкова, руководитель музея-квартиры, в его коллекции находится 200 картин и почти 600 рисунков. Для выставки под названием «Ex mea collectione (Из собрания)... Исаак Бродский» отобраны 80 самых лучших произведений. Прежде всего это знаменитые «Портрет Федора Шаляпина» и «Улица блондинок» Бориса Григорьева, картина Бориса Кустодиева «Масленица», «Портрет княгини Марии Тенишевой» Ильи Репина...

Бродский стал коллекционером еще в студенческие годы. Известна история, как он пытался попросить «автограф» в чистом блокноте у Репина, своего учителя в академии. Тот отказался, но обещал подарить несколько рисунков. Обещание выполнил. Один из рисунков «Казак» сейчас находится в частном московском собрании. Позже Бродский вспоминал, что свою первую мастерскую он снял на Петроградской стороне с таким расчетом (благо заказы позволяли), чтобы туда помещалась растущая коллекция.

Волкова обратила наше внимание на картину Александра Савинова «Старые римские натурщицы» - она была создана художником во время совместной с Бродским пенсионерской поездки в Италию. Вкусы Бродского были разнообразными - от «Портрета Петра Новосильцева» (1817) Владимира Боровиковского до «Гречанки у моря» (1910) Степана Бакаловича. Предметом особой гордости коллекционера был левитановский портрет Софьи Кувшинниковой, послужившей прототипом главного персонажа рассказа Чехова «Попрыгунья». Долго Бродский искал произведение Кириака Костанди, своего первого педагога в Одесском художественном училище, пока не приобрел его картину «Гуси». Важным для него был и дружеский шарж Бориса Кустодиева. На нем изображен Бродский, несущий домой очередное приобретение: пастель большого формата «Купчиха» самого Кустодиева.

Первая часть проекта будет открыта до начала февраля 2020 года. Во второй половине декабря к ней добавится вторая часть, составленная из произведений самого Бродского, а также его известных учеников - Юрия Непринцева, Александра Локтионова, Виктора Орешникова.

В комментарии для нашей газеты Алексей Мудров, директор Музея Академии художеств, сообщил, что Музей-квартира Бродского будет развиваться как центр показа русской художественной школы. Он напомнил, что в середине 1930-х годов Исаак Бродский был руководителем академии, вернул в ее стены классическое художественное образование. Выставки из фондов будут сочетаться с показом академического искусства - например, уже запланирована выставка Вячеслава Загонека.

Кстати, постепенно налаживаются отношения с соседним Михайловским театром. Планируется, что в антрактах зрители смогут посещать Музей-квартиру Бродского.

#искусство #Бродский #выставка #коллекция #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Бродский без вождей».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?