В Мраморном дворце Русского музея открылась масштабная выставка «Россия — Беларусь. Пересечение судеб»

Она входит в официальную программу Х Петербургского международного форума объединенных культур. Выставка создана при поддержке министерств культуры двух стран и представляет более 300 картин, графических листов и скульптур XVIII – XX веков из собраний Русского музея и Национального художественного музея Республики Беларусь. Многие картины из братской страны российские зрители увидят впервые.

В Мраморном дворце Русского музея открылась масштабная выставка «Россия — Беларусь. Пересечение судеб» | ФОТО: Русский музей

ФОТО: Русский музей

Общий культурный код


Проект стал ярким примером общности истории и культуры двух стран, духовного единения двух славянских народов. Это новый шаг на непрерывном пути развития российско-белорусских отношений, важное событие в культурной жизни Петербурга. Два ведущих художественных музея Союзного государства объединили усилия своих лучших специалистов, чтобы показать беспрецедентный выставочный проект. Он рассказывает о художниках, родившихся в Белоруссии, обучавшихся в Академии художеств в Петербурге, чье искусство стало мировым достоянием, а также о белорусских художниках советского времени.

Губернатор Северной столицы Александр Беглов отметил на открытии экспозиции, что большинство художников, работы которых представлены в Мраморном дворце, жили довольно давно. «Но они точно знали, что мы, русские и белорусы, вместе. Эта выставка свидетельствует о том, что и сегодня мы вместе. Говорим на родных языках, храним духовные и семейные ценности, бережем нашу общую историю. Эта выставка напоминает о замечательных художниках, которые принадлежат нашей общей культуре».

По словам Ольги Любимовой, министра культуры России, «торжественное пространство Мраморного дворца, шедевра русской архитектуры XVIII века, идеально подходит для этой важной выставки. На любом направлении работы министерства — библиотеки, театр, кино — обязательно присутствуют дружественные контакты с белорусскими коллегами. Но особое место в этом ряду принадлежит музеям».

Министр отметила, что результатом российско-белорусского братства уже стала выставка «Илья Репин и ученики» из собрания Русского музея, которая недавно с огромным успехом прошла в Минске. «Мы с замиранием и трепетом ждем выставки Карла Брюллова в Русском музее, на ней будут представлены в том числе произведения великого художника из собрания Национального музея Республики Беларусь», — добавила Ольга Любимова.

Анатолий Маркевич, министр культуры Республики Беларусь, приветствуя открытие выставки, подчеркнул, что для белорусской стороны это первый проект такого масштаба. «Важно, что выставка замечательных произведений белорусских художников проводится в великом Русском музее, куда стремятся попасть тысячи людей, интерес к нему гостей Петербургского форума объединенных культур стал ярким тому свидетельством». Министр напомнил, что в мае 2023 года в Минске состоялся I Российско-белорусский культурный форум, одним из модераторов которого выступила генеральный директор Русского музея Алла Манилова. Итогом стала договоренность о проведении репинской выставки в Минске. «И вот новый результат — «Пересечение судеб» в Петербурге. Мы постарались привезти к вам самое лучшее. Впереди много новых планов и проектов», — сообщил Маркевич.

В свою очередь Алла Манилова напомнила, что на прошлогодней минской встрече, беспрецедентной по масштабу и представительству, присутствовали руководители всех федеральных российских музеев, а также директора крупнейших региональных музеев. «Было подписано 80 соглашений, цифра фантастическая, на одном форуме такого просто не бывает. Но это произошло, и соглашения работают», — подчеркнула Манилова.

Она отметила, что нынешняя выставка — о том, как белорусские и русские художники получали в стенах Академии художеств общую школу и наследовали ее традиции. А также о том, что у нас общий культурный код, который опирается на общие духовные и нравственные традиции. «Александр III задумывал Русский музей как многонациональное (тогда страна говорила на 146 языках) ­собрание отечественного искусства. Поэтому у нас так много работ замечательных художников родом из Белоруссии. Это органично для Русского музея», — убеж­дена Алла Манилова.

«Мы стремились показать самых выдающихся художников родом из Белоруссии, произведения которых находятся в собрании нашего музея. Музейная наука поработала, чтобы создать полноценную выставку, отражающую историю искусства двух стран от петербургского классицизма до «Витебского ренессанса», который продолжался всего пять лет, но стал основой всемирно известного русского авангарда. Многие ли зрители знают про «Витебский ренессанс»? Нынешняя выставка дает замечательную возможность с ним познакомиться, — сказала руководитель Русского музея.

РМ3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сватался Владимир к Рогнеде


Для первых гостей выставки короткую экскурсию провел ее куратор Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе. Своеобразным эпиграфом к выставке и ключом к ее названию стала картина Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда» о сватовстве новгородского князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде.

Она была создана в 1770 году и стала первой исторической картиной в русской живописи. Князь Владимир крестил Русь, и этим все сказано. Картина обычно находится в постоянной экспозиции Русского музея и крайне редко его покидает.

Историческими источниками для художника послужили «Повесть временных лет» и труд Михаила Ломоносова «Древняя российская история». Однако подробных материалов о быте и культуре древних времен тогда не было. Поэтому архитектура на картине напоминает античную, а костюмы — платья XVIII века.

Кисти Василия Сазонова принадлежат две большие иконы «Николай Чудотворец» и «Царь Константин» из собрания Русского музея, этот художник известен как исторический живописец.

Куратор обратил внимание на два небольших портрета кисти Федора Тулова «Девочка, сидящая в кресле» и «Девочка, сидящая на стуле». Они были приобретены Русским музеем в 1986 году. Портреты нарисованы почти 200 лет назад, но лица моделей абсолютно современные, в этом магия туловской живописи. Глаз не оторвать! Существует несколько версий того, кто изображен на портретах, предполагают, это дочери дворян Могилевской губернии, где жил Тулов.

Художник Аполлинарий Горавский, ученик Федора Бруни, представлен несколькими картинами, в том числе это «Портрет неизвестной в черном платье» из соб­рания Русского музея и «Портрет Софьи Третьяковой» из Минска. Софья была младшей сестрой знаменитого мецената и коллекционера Павла Третьякова. Через несколько лет после создания этого портрета она вышла замуж за московского архитектора Александра Каминского, который позднее спроектировал знаменитое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Куратор рекомендует публике обратить внимание на парные акварельные портреты Козьмы и Анны Дараган, выполненные Кондратием Корсалиным, незаслуженно забытым художником середины XIX века. Он начал профессиональную карьеру в 12 лет с иконописи. День в день с Тарасом Шевченко получил право проживать в Петербурге и обучаться в Академии художеств.

В ротонде Мраморного дворца помещены две картины. Это знаменитый «Ужин», или «Дама с апельсинами», Льва Бакста из собрания Русского музея, где художник изобразил Анну Бенуа, жену Александра Бенуа, за столиком в кафе. В 1902 году изображение дамы в декольте, пришедшей в кафе в одиночестве, вызвало скандал. С этой картиной «дискутирует» строгий «Портрет женщины в белом» Льва Альперовича, ученика Репина.

Русскому музею принадлежат замечательные картины известного ленинградского художника Евсея Моисеенко, уроженца Гомельского уезда, — «Белорусский этюд», «Портрет матери», «У колодца».

Каков цвет июньской ночи


Свою часть экскурсии провела Анна Кононова, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь. Она начала с того, что в Петербург привезены 154 произведения из этого музея. Такое количество никогда прежде не покидало родные стены, и это стало символом самых добрых отношений между нашими странами и музеями.

Несколько произведений находятся в постоянной экспозиции музея, но для Петербурга было сделано исключение. Наша пуб­лика сможет увидеть «Портрет неизвестной» и «Портрет мальчика в соломенной шляпе» Ивана Хруцкого. «Мальчик» стал эмблемой нынешней выставки. «Неизвестная» — предположительно, Анна, жена художника. Эта картина украшает банкноты, марку и серебряную коллекционную монету Белоруссии.

Всего в Минске хранится 450 произведений Хруцкого. В Русский музей привезли лучшие работы художника. Кроме названных это еще несколько портретов и натюрмортов. Широкой публике вряд ли много скажет имя Андрея Хруцкого, тоже художника, который находился на попечении старшего брата. Он представлен камерными портретами.

РМ2.jpg
ФОТО: Русский музей

Ровно год назад Русский музей и Национальный художественный музей Республики Беларусь отметили своими выставками 150‑летие со дня рождения замечательного пейзажиста Станислава Жуковского. Теперь петербургский зритель может увидеть его романтичные картины из Минска — «Былое», «Старая усадьба», «Июньская зеленая ночь» и другие.

Картина «Сон» известного пейзажиста Витольда Бялыницкого-Бируля также взята из постоянной экспозиции. К ней добавлены «Вечер» и «Тихая светлая ночь».

Портрет молодого Марка Шагала кисти Юделя Пэна хорошо известен по репродукциям, это единственный ранний портрет в будущем всемирно известного мастера. Рядом помещены полотно «Красный еврей» из собрания Русского музея и два офорта Шагала на евангельские сюжеты из Минска.

Анна Кононова рекомендует обратить внимание на произведения Якова Кругера, в частности «Девочку в красном». После иконографических исследований было установлено, что это портрет дочери художника.

Центральное место в разделе, посвященном второй половине ХХ века, занимают два картины Георгия Нисского, известного мастера «сурового стиля». Это «Зеленая дорога» из Минска и «Колхоз Загорье» из Русского музея. Экспрессионистический пейзаж Виталия Цвирко «Лазурный день» также взят из постоянной экспозиции Национального художественного музея.

На раме одного из пейзажей Петра Крохалева сохранилась старая, отпечатанная на машинке этикетка на белорусском языке: «Пачатак красавiка. 1962». Полезно познакомиться с оригинальным названием, а перевод прост: «Начало апреля». Кстати, как пояснила Кононова, все современные этикетки печатаются на трех языках: белорусском, русском и английском.

Выставку завершают городские пейзажи «Растут новые кварталы» и «Я знаю, город будет» Мая Данцига. «Мне особенно приятно показать петербургскому зрителю картины моего педагога живописи в Белорусской государственной академии искусств, это был его последний выпуск. Картины художника находятся в крупнейших собраниях мира», — пояснила Анна Кононова.

После экскурсии Алла Манилова заметила, что два музея «давно прошли период рамочных соглашений». Начинается подготовка показа в 2026 – 2027 годах в Минске выставки шедевров из собрания Русского музея. Что касается «Пересечения судеб», то эта выставка работает в Петербурге по 2 декаб­ря, а под Новый год откроется в Минске.

Читайте также:

В Мариуполе открылась планшетная выставка «Сокровищница России — Русский музей»

В Михайловском дворце Русского музея открылась выставка «Тафтяная церковь Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновой 1592 года»


#Русский музей #выставка #Мраморный дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7749) от 16.09.2024 под заголовком «Шедевры братских стран».


Комментарии