В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Казачество — опора государства Российского»

«Казак в походе боевом // Да на коне своем лихом // Дорогой длинной вспоминал // Свой отчий дом, свой отчий дом» — исполнением казацкой песни «Ой, люба, люба» открылась в Мраморном дворце Русского музея выставка «Казачество — опора государства Российского» (0+). Проект соединил более 120 произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства из фондов музея, как известных широкой публике, так и малознакомых и совершенно неведомых. Выставка получилась умной, изысканной, атмосферной, как все проекты Русского музея последнего времени.

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Казачество — опора государства Российского» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В центре внимания

— За всю свою долгую историю Русский музей впервые обратился к теме казачества. Время подсказало, что необходимо обратиться к этой странице отечест­венной истории. История казачества, его гражданского и воинского подвига очень созвучна ожиданиям не только казачьего сословия, но и всего российского общест­ва, придает ему уверенность в русском характере. Это и историческая справедливость: наше крупнейшее в мире собрание отечественного искусства хранит множество блистательных свидетельств подвига казачества на службе Отечества во все времена, — пояснила идею проекта Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Она сообщила, что посетители выставки увидят произведения великих художников Ильи Репина, Валентина Серова, Василия Поленова и, конечно, Василия Сурикова, потомственного казака, представителя знатного казачьего рода. Он был певцом казачьей удали, силы, основы русского сибирского характера. Его выставка в Русском музее стала самой популярной выставкой года.

— При поддержке Министерства культуры Русский музей сделал выставку о казачестве передвижной. Она уже побывала в Краснодаре и Ростове-на-Дону, крупнейших центрах российского казачества, его культуры. Там трепетно относятся к своим традициям, в том числе семейным. В нашем городе открытие выставки приурочено к Х Санкт-Петербургскому международному форуму объединенных культур. Это большое событие для казачьего мира России, не только для музейного дела, — подчеркнула Алла Манилова.

Ольга Любимова, министр культуры, направила создателям выставки «Казачество — опора государства Российского» приветствие, в котором отметила, что важно не забывать о доблес­ти предков, беззаветной преданности Родине. По ее словам, выставка будет способствовать консолидации общества, воспитанию гражданственности и пат­риотизма.

Как отметил на открытии выставки Алексей Корабельников, вице-губернатор Петербурга, правительство города уделяет большое внимание взаимодействию с казачьими обществами. Они принимают участие в охране общественного порядка, благотворительной деятельности, пат­риотических и эколого-просветительских акциях. Петербург помогает этим начинаниям казачества, что идет на пользу всему обществу.

Музыка рисунка

Шесть залов выставки построены подобно симфонии, где соединены контрастные по настроению художественные произведения. Выставка открывается иконой середины XVIII века «Богоматерь Донская», которая относится к иконографическому типу «Умиление» — поясное изображение Богоматери с младенцем Христом. Прототипом этой иконы послужил образ, созданный в конце XIV века для Благовещенского собора ­Московского Кремля. По преданию, этой иконой донские казаки благословили князя Дмитрия на Куликовскую битву.

Григорий Голдовский, руководитель кураторской группы, замес­титель генерального директора Русского музея по научной работе, проводя небольшую экскурсию для первых посетителей выставки, отметил находящийся рядом ­«Портрет бригадира Федора Ивановича Краснощекова», созданный в 1761 году известным русским художником Алексеем Антроповым. Атаман донских казачьих войск, участник Семилетней войны и многих других сражений изображен с золотой медалью на андреевской синей ленте. На медали отчеканен портрет императрицы Елизаветы Петровны, оправа украшена бриллиантами. Эту награду Краснощеков получил в 1742 году. Тогда казачьи войска не входили в состав регулярной русской армии, поэтому для ее атаманов создавали специальные награды.

К раритетам относится серия акварелей Степана Александровского, изобразившего в 1889 году камер-казаков императрицы Марии Федоровны. Казакам разрешалось отращивать окладистые бороды и носить штаны с красными лампасами.

Казачество3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В этом же зале кураторы показывают звездных авторов с неожиданной стороны. В 1888 году Илья Репин в разгар работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» отправился на Кубань, где жили потомки запорожцев. В станице Пашковская он создал серию графических портретов георгиевских кавалеров, ветеранов Крымской войны и обороны Севастополя. В нее входят портреты Макара Симака, Ивана Шрамко и Парамона Белого. Сюрпризом для публики станут раскрашенный офорт «Казаки прокатывают французских офицеров» и рисунок «Чем победил его? Нагайкой» из альбома карикатур знаменитого художника Алексея Венецианова, посвященных Отечественной войне 1812 года. Мастер идиллических портретов здесь показал себя в качестве острого жанриста.

Еще два известных имени — художник Алексей Орловский и скульптор Марк Антокольский. Первый в 1809 году за картину «Бивуак казаков» удостоился звания академика батальной живописи. Второй в 1881 году получил заказ на создание памятника Ермаку в Новочеркасске. Проект не был реализован, но Антокольский соз­дал несколько эскизов в бронзе. Большой двухметровый был представлен на недавней выставке Василия Сурикова рядом с картиной «Покорение Ермаком Сибири». Теперь настала очередь небольшого эскиза, также отлитого из бронзы.

Дать волю

Следующий зал резко «переключает» зрителя: кураторы предлагают ему почувствовать казачью вольницу. В центре скульптурная группа Сергея Коненкова «Степан Разин с дружиной». Она была соз­дана в 1918 году из дерева как модель памятника предшественнику русских революционеров по ленинскому плану монументальной пропаганды. Для скульптуры, изображающей былинных героев, позировали казаки.

Вокруг скульптур кураторы выстроили целую композицию, как изысканную партитуру. Здесь и эскизы Сурикова «Голова Степана Разина», «Донской казак Ржидин», и этюд с изображением казаков, который выглядит как самостоятельная картина. Рядом картина передвижника Василия Перова «Суд Пугачева», сочетающая неоднозначную трактовку образа бунтовщика и защитника.

Картина Бориса Кустодиева «Степан Разин» представляет этого персонажа как героя сказки на фоне волжских просторов. Картина была создана в 1918 году.

«Стенька Разин» Александра Александрова создан в 1911 году, возможно, под влиянием первой российской художественной кинокартины «Понизовая вольница» (или «Стенька Разин») с ее мело­драматическим сюжетом бросания персидской княжны в пучину Волги.

«Парад планет» завершает советский соцреалист Павел Соколов-Скаля: его «Партизан» 1951 года был этюдом к картине «Восстание Пугачева». Но название намекает на другую тему, тогда известную из первых уст, — партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

Образцы белого золота и парадные мундиры

Зал фарфора снова переключает регистры. Там царит изящное искусство Императорского и частных российских заводов начала XIX века. На декоративных тарелках, чашках и чайниках изображены казаки в походах и боях. Особое ­место занимает настольное украшение производства ИФЗ, изображающее двух казаков на привале. «Надеюсь, что в будущем нам удастся показать знаменитый Гурьевский сервиз, который хранится в собрании Русского музея. В него входят тарелки с изображением казаков», — прокомментировал Григорий Голдовский.

Казачество2а_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Следующий зал возвращает зрителя к теме казачьей военной формы и одновременно является памятью об Александре III, имя которого носил Русский музей в первые годы своего существования. На портрете Сергея Зарянко великий князь Александр Александрович изображен в генеральском мундире Казачьего лейб-гвардии Атаманского полка. На портрете Валентина Серова видны два всадника в красных мундирах и высоких папахах — это собственный конвой, основу которого составляли терские и кубанские казаки. Вокруг императора расположились произведения его современников. Скульптура «Донской казак на коне» создана Евгением Лансере. Картина Василия Поленова «Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце» была написана по просьбе Александра III, который командовал отрядом во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. Полотно известного баталиста Франца Рубо называется «Казаки у горной речки».

Казаки активно участвовали в Первой мировой войне, об этом рассказывают военные агитационные лубки «Как казак учил австрийцев», «Наши герои казаки», «Геройский подвиг донского казака Козьмы Крючкова». Здесь еще один сюрприз — лубок Владимира Маяковского «Как казаки цепелину — Ободрали пелерину» и плакат Аристарха Лентулова и Владимира Маяковского «Выезжал казак на Прут…». Рядом помещен советский лубок на мирные казачьи темы в виде изображений на мстерских и палехских шкатулках. Это былины про казаков глазами мастеров народных промыслов.

События века минувшего

Яркий плакат Дмитрия Моора «Казак, ты с кем? С нами или с ними?» кратко и образно показывает драму Гражданской войны на Дону и Кубани. Донской казак Митрофан Греков, известный в будущем художник-баталист, в 1920 году находился перед таким выбором. Он предпочел большевиков, а не эмиграцию. Об этом рассказывает картина Грекова 1926 года «Отступление от Новочеркасска деникинских частей».

Выставку завершает зал писателя Михаила Шолохова, получившего за роман «Тихий Дон» Нобелевскую премию по литературе. Вокруг бронзового бюста работы Евгения Вучетича размещены иллюстрации к этому роману. Экспрессионистские — у Алексея Кравченко, традиционные — у Дементия Шмаринова и Ореста Верейского. «Тихий Дон» был неоднократно экранизирован и даже стал сюжетом оперы Ивана Дзержинского. Эскизы декораций создал художник Николай Рутковский, на выставке представлены «Станица» и «Свадьба».

После экскурсии Алла Манилова сообщила, что выставка будет работать в Петербурге по 14 октяб­ря, после чего продолжит свое путешествие по России: отправится в Омск, столицу сибирского казачества, где будет открыта до конца 2024 года.

Читайте также:

В Михайловском замке открылась выставка, приуроченная к 200‑летию со дня рождения художника Григория Сороки

В Михайловском дворце Русского музея открылась выставка «Тафтяная церковь Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновой 1592 года»


#Русский музей #выставка #казачество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7746) от 11.09.2024 под заголовком «Опора державы глазами художников».


Комментарии