В Мраморном дворце работает выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
В Мраморном дворце Русский музей представляет выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту». Проект московский — коллекция, концепция, большая часть авторов.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В успехе сомнений не было. В прошлом году на тех же условиях и на той же площадке проходила выставка «Лики / Лица / Морды» столичного Музея AZ (Анатолия Зверева). На сей раз собственную коллекцию показывает создатель и директор музея Наталия Опалева.
У каждой коллекции своя история. Эта началась двадцать лет назад с посещения ярмарки современного искусства «Арт-Манеж», где внимание Опалевой привлек женский портрет Анатолия Зверева. Этот художник стал главным героем ее собирательской деятельности. С ним связана еще одна важная для Опалевой история.
На афише выставки, в путеводителе и каталоге повторяется групповой снимок прощального приема у Георгия Костаки перед его отъездом в Грецию. Коллекционер в кругу любимых художников. Он особенно ценил Зверева, говорил, что тот достоин своего музея. Дочь коллекционера подарила музею Зверева 600 работ художника, собранных отцом.
С увлечения наследием Зверева вырос интерес Опалевой и к другим художникам-нонконформистам. Сейчас в ее коллекции две с половиной тысячи произведений. Это одно из самых значительных собраний, представляющее не только московскую неофициальную арт-сцену 1960 – 1980‑х годов, но и известных ленинградских художников — Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Глеба Богомолова, Владимира Стерлигова.
Выставка в Мраморном дворце — не первое публичное представление коллекции. Она демонстрировалась в Италии, в Москве. Но все отмечают, что в нашем городе она представлена шире по числу имен и работ.
Шесть дворцовых залов вместили две сотни произведений тридцати шести авторов. Живопись, графика, скульптура мастеров андеграунда 1960 – 1980‑х годов: Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного и многих других.
— Для выставки старались отобрать лучшие, значительные работы. Такие работы, возможно, нетипичны, как и те, что раньше не показывались публике, — рассказала Наталия Опалева. — Что касается названия выставки — «Параллельные миры», это ощущение, которое возникло у меня при изучении творчества художников-шестидесятников. Они творили в определенном времени и пространстве — оттепель в Москве и Ленинграде. Художники общались, видели работы друг друга, обменивались идеями. При этом каждый был собственной планетой, собственной вселенной, шел своим путем, искал свой художественный язык. Это интересно для меня, и хотелось, чтобы посетители выставки почувствовали наше желание показать их диалог.
Почти все художники представлены не одной, а несколькими работами. У каждого своя стена или стенд, что демонстрирует индивидуальность авторов и создает общую картину эпохи.
Автор дизайн-концепции Анатолий Голышев придумал для выставки образ ковчега с произведениями, плывущего по воображаемому Млечному Пути. Путешествие сопровождают медиаинсталляция Платона Инфанте, музыка авангардного композитора-шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об эпохе оттепели, подготовленный Музеем AZ.
К выставке сделан подробный аудиогид с рассказом о каждом художнике. Там есть искусствоведческие эссе к конкретным работам, истории бытования картин. Заинтересованного посетителя, желающего узнать что‑то новое, большой объем информации не испугает. Для тех, кто спешит, есть путеводители по выставке. В том числе и детский с адаптированными текстами, построенный на игре.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7380) от 23.03.2023 под заголовком «Парад планет по Млечному Пути».
Комментарии