В Мраморном дворце открылась выставка «Вне истеблишмента»
Русский музей открыл в Мраморном дворце выставку «Вне истеблишмента», составленную из произведений шести петербургских художников с ментальными особенностями. Подобный проект впервые организован в государственном художественном музее.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Необходимо пояснить название. С одной стороны, оно указывает на то, что участники выставки, по понятным причинам, находятся за пределами художественного сообщества, вне мира галерей, арт-рынка и т. д. С другой стороны, все шесть авторов являются участниками разных выставочных проектов в России и других странах, их работы находятся в частных собраниях, являются предметом коллекционирования. Русский музей тридцать лет занимается исследованием и показом особых художников. Но до сих пор они остаются «вне истеблишмента», поскольку речь не шла о качестве искусства. Теперь музей делает попытку предъявить этих авторов как создающих эстетические ценности «вопреки жизненным обстоятельствам и благодаря феноменальной воле к творческому самовыражению» – по словам руководителя кураторской группы Александра Боровского.
Выставка готовилась около двух лет. Это совместная работа двух музейных отделов – социокультурных коммуникаций и новейших течений. В их «портфеле» находятся несколько десятков авторов, за творческим развитием которых следят педагоги студий, а также волонтеры социальных учреждений.
В итоге выбраны шесть очень разных художников – Юлия Косульникова, Алексей Сахнов, Алексей Баров, Ильгар Наджафов, Сергей Федулов, Александр Савченко.
На открытии выставки, прошедшем, опять же по понятным причинам, в скромном малолюдном формате, Боровский говорил, что «есть опыт жизни художников, но в их искусстве есть живая жизнь без заумных концепций, которыми часто грешит современное искусство. А некоторые произведения могли бы пополнить собрание Русского музея».
Важные слова сказала Мария Салтанова, сокуратор выставки, которая предложила всем оставить привычные ассоциации, вызываемые понятием «особые художники». И призвала зрителей решить для себя, видят ли они искусство в представленных произведениях.
Первые посетили заметили, что городские пейзажи Алексея Сахнова, изображающие окраины, новостройки, одинокого пассажира на остановке, напоминают лучшие работы арефьевского круга. Тема одиночества в мегаполисе – одна из важных для современного искусства. Так же как тема хрупкости и незащищенности, подробно исследуемая Юлией Косульниковой в «больничной» серии рисунков.
Совершенно в другой тональности создает свои объекты из пластилина Алексей Баров. Его «Бензопилы», «Огнетушитель», «Гидрант», и особенно «Инструмент для починки пальцев», одновременно и отсылают к поп-арту, и пародируют его. Рисунок Сергея Федулова «Кошка Масяня по заданию Партии исследует спутник Сатурна Титан» – продолжает традиции соц-арта в условиях культуры массмедиа.
«Чайная плантация» Ильгара Наджафова поражает тонкими переходами всех оттенков зеленого, как у лучших графиков ХХ века, а «Обнаженная с белыми волосами» Александра Савченко напоминает картины Михаила Ларионова и других классиков русского авангарда.
Сопровождающая выставку просветительская программа предусматривает проведение лекций, видеопоказов и «круглых столов». В ближайшие дни их расписание появится на официальном сайте ГРМ.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7068) от 09.12.2021 под заголовком «Русский с особенностями».
Материалы рубрики
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
В Вологде открылась выставка «Не?нужная память»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии