В Мраморном дворце открылась выставка «Вне истеблишмента»
Русский музей открыл в Мраморном дворце выставку «Вне истеблишмента», составленную из произведений шести петербургских художников с ментальными особенностями. Подобный проект впервые организован в государственном художественном музее.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Необходимо пояснить название. С одной стороны, оно указывает на то, что участники выставки, по понятным причинам, находятся за пределами художественного сообщества, вне мира галерей, арт-рынка и т. д. С другой стороны, все шесть авторов являются участниками разных выставочных проектов в России и других странах, их работы находятся в частных собраниях, являются предметом коллекционирования. Русский музей тридцать лет занимается исследованием и показом особых художников. Но до сих пор они остаются «вне истеблишмента», поскольку речь не шла о качестве искусства. Теперь музей делает попытку предъявить этих авторов как создающих эстетические ценности «вопреки жизненным обстоятельствам и благодаря феноменальной воле к творческому самовыражению» – по словам руководителя кураторской группы Александра Боровского.
Выставка готовилась около двух лет. Это совместная работа двух музейных отделов – социокультурных коммуникаций и новейших течений. В их «портфеле» находятся несколько десятков авторов, за творческим развитием которых следят педагоги студий, а также волонтеры социальных учреждений.
В итоге выбраны шесть очень разных художников – Юлия Косульникова, Алексей Сахнов, Алексей Баров, Ильгар Наджафов, Сергей Федулов, Александр Савченко.
На открытии выставки, прошедшем, опять же по понятным причинам, в скромном малолюдном формате, Боровский говорил, что «есть опыт жизни художников, но в их искусстве есть живая жизнь без заумных концепций, которыми часто грешит современное искусство. А некоторые произведения могли бы пополнить собрание Русского музея».
Важные слова сказала Мария Салтанова, сокуратор выставки, которая предложила всем оставить привычные ассоциации, вызываемые понятием «особые художники». И призвала зрителей решить для себя, видят ли они искусство в представленных произведениях.
Первые посетили заметили, что городские пейзажи Алексея Сахнова, изображающие окраины, новостройки, одинокого пассажира на остановке, напоминают лучшие работы арефьевского круга. Тема одиночества в мегаполисе – одна из важных для современного искусства. Так же как тема хрупкости и незащищенности, подробно исследуемая Юлией Косульниковой в «больничной» серии рисунков.
Совершенно в другой тональности создает свои объекты из пластилина Алексей Баров. Его «Бензопилы», «Огнетушитель», «Гидрант», и особенно «Инструмент для починки пальцев», одновременно и отсылают к поп-арту, и пародируют его. Рисунок Сергея Федулова «Кошка Масяня по заданию Партии исследует спутник Сатурна Титан» – продолжает традиции соц-арта в условиях культуры массмедиа.
«Чайная плантация» Ильгара Наджафова поражает тонкими переходами всех оттенков зеленого, как у лучших графиков ХХ века, а «Обнаженная с белыми волосами» Александра Савченко напоминает картины Михаила Ларионова и других классиков русского авангарда.
Сопровождающая выставку просветительская программа предусматривает проведение лекций, видеопоказов и «круглых столов». В ближайшие дни их расписание появится на официальном сайте ГРМ.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7068) от 09.12.2021 под заголовком «Русский с особенностями».
Комментарии