В Мраморном дворце открылась выставка «Античный миф и современный мир»
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Античный миф и современный мир». Она представляет 100 произведений 60 авторов — взгляд отечественных скульпторов и живописцев второй половины ХХ — начала XXI века на темы древней культуры, отражающей вечные, общечеловеческие ценности. Основная часть находится в собрании Русского музея, несколько работ предоставлены художниками.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Петербург — живой памятник эпохи классицизма, воспевшего Античность. Скульптуры Летнего сада, Михайловский дворец — главное здание Русского музея, Атланты, держащие небо у стен Эрмитажа, залы слепков Музея Академии художеств… Мы привыкли жить в окружении классических изображений афродит, аполлонов и гераклов — символов красоты и мужества. До середины 1960‑х годов, за исключением короткой вспышки русского авангарда, скульпторы и художники, создавая работы на античные сюжеты, действовали по классическим канонам.
Нынешняя выставка — о том, как в последние полвека те же сюжеты воспринимают и репрезентируют ваятели и живописцы. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Марина Стекольникова, куратор проекта, для современных авторов обращение к Античности стало способом отправить зрителю собственное послание, созданное здесь и сейчас. Настроение этих посланий разное: от возвышенного позитива до жесткой иронии. Но и времена бывали разными. Важным, наряду с воспеванием идеалов красоты, остается признание ценности земной жизни.
Выставка следует (хотя не ищите пошаговой буквальности) хронологии появления мифологических персонажей, которая содержится в текстах Гесиода, Гомера и других древних литераторов: титаны, боги, дети богов, герои, кентавры и пегасы…
«Мы стремились показать скульпторов разных поколений, — говорит куратор, — что важно, молодых, это Роман Тугай и Вильгений Мельников. А также представить самые разнообразные материалы, которые используют современные авторы. Кроме традиционных камня и бронзы это пластик, дутая сталь, литая резина».
Совместить в «античном проекте» картины и объекты было изначальной идеей, но скульптура быстро вышла на первый план. «Оказалось, что в исследуемое время Античность интересовала живописцев существенно меньше. Возможно, по той причине, что подлинных образцов древней живописи сохранилось гораздо меньше, чем скульптур», — комментирует Марина Стекольникова.
Большая выставка разных авторов на одну тему требует точной режиссуры: серьезное и смешное, пафосное и ироничное должны сменять друг друга, чтобы в одном зале зритель смог почувствовать совершенство античного идеала, в другом — улыбнуться, в третьем — поспорить.
Бронзовый «Аполлон» Левона Лазарева, «Три грации» из металлической сетки Надежды Донцовой и «Венера» из мягкого известняка Александра Кита — они о красоте, изящной и хрупкой, как все выбранные авторами материалы. Рядом находятся ироничная деревянная серия Михаила Едомского. Строга была бы воительница «Афина», если бы не язык, который показывает горгона Медуза, изображенная на ее щите. Гермес с капсюлем от охотничьего патрона в глазу — не бог торговли, а жуликоватый тип, какие крутятся около рынков. Недоумение читается на лице юного «Амура»: он заготовил лук и стрелы, но не видит подходящей цели.
Отдельные залы посвящены Икару и Гераклу. Виктор Данилов изобразил Икара в виде велосипедиста, который с помощью колес пытается подняться в небо. Вряд ли преуспеет. «Икар 2.0» Павла Тихомирова — пилот, у него полный порядок и крылья из алюминия. «Икар XXI» Вадима Григорьева-Башуна нарисовал себе крылья на спине, а полетит ли — не так важно. Главное внушить всем: «Я — Икар».
Геракл на картине Вячеслава Михайлова и в скульптуре Роберта Лотоша — это боец, совершивший все положенные ему подвиги. Он же в скульптуре Владимира Петровичева буквально «танцует» со львом, но чувствуется — победит.
Финальная часть этой умной изящной выставки может показаться неожиданной. Небольшое пространство отдано ироничным трактовкам известных мифов в исполнении скульптора Айдара Ишемгулова — «Люда и гусь» и «Прометей и дятел». А затем зритель попадает в зал, центром которого стала известная скульптура Константина Симуна «Маршал Г. К. Жуков — победитель». Она была создана в 1995 году к 50‑летию Победы в Великой Отечественной войне и тогда же впервые показана в Русском музее. Как поясняет куратор, изображение полководца в виде кентавра, стоящего на топорах, отсылает к образу античного кентавра — сильного красивого победителя. Топоры на пользу героическому образу: маршал яростен, жесток, но это жестокость во имя добра.
Выставка посвящена памяти Татьяны Борисовны Мантуровой (1921 – 1999), многолетней заведующей отделом советского искусства Русского музея, крупнейшего специалиста по советской скульптуре.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (7468) от 31.07.2023 под заголовком «Во имя красоты и добра».
Комментарии