В Москве вручили театральную премию «Золотая маска»

22 апреля в Москве вручили главную театральную премию России – «Золотая маска». Среди победителей много петербуржцев. Причем, судя по лауреатам, в Петербурге рядом с классикой и ее бережно хранимыми традициями активно развивается авангард.

В Москве вручили театральную премию «Золотая маска» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В прошлом недоброй памяти двадцатом году церемония проходила онлайн.

Зато в этом все было в присутствии зрителей, хотя медицинские маски и рассадка через кресло напоминали о том, что вирус пока не побежден. Нина Чусова и Женя Беркович превратили довольно длинную и грозящую стать скучной церемонию с официальными и благодарственными речами в спектакль по мотивам чеховских «Трех сестер». В исполнении молодых московских актрис одетые в белые платья сестры уютно расположились на сцене за круглым столом – как привет из МХАТа столетней давности.

Лучшим драматическим спектаклем большой формы стала «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего, поставленная им не на сцене БДТ, которым он руководит, а в московском Театре наций. В основе спектакля – рассказы Романа Михайлова и одноименная сказка Алексея Саморядова. «В рассказах Михайлова – заряд подлинности и чистоты. Его герои – наивные, странные люди, «люди тайн». Они живут в том же мире, что и мы, но у них особое зрение – видеть и чувствовать мир иначе, целостно, открыто, по-настоящему», – говорит режиссер. Главный герой – Андрей – попадает в психушку, где, как это ни странно, обретает настоящих друзей и получает шанс изменить жизнь. В спектакле играют Лия Ахеджакова, Муся Тотибадзе, Данила и Павел Рассомахины, Глеб Пускепалис и другие.

Лучшим драматическим режиссером признан Юрий Бутусов (увы, уже бывший петербуржец) за спектакль «Пер Гюнт» Театра имени Вахтангова.

Лучшая драматическая актриса – Анна Антонова («Экстремалы» театра «Чехов-центр» в Южно-Сахалинске). Лучший драматический актер – Тимофей Трибунцев («Борис», проект режиссера Дмитрия Крымова, продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы).

В номинациях «Лучшая опера» и «Лучший балет» победили спектакли Большого театра: «Садко» и «Жизель».

Но Мариинский театр не остался совсем без наград. В номинации «Балет – современный танец/работа балетмейстера-хореографа» отмечен Максим Петров за спектакль «Русские тупики II».

Максим окончил Академию русского балета им. Вагановой, где учился у знаменитого Селюцкого, затем поступил в балетную труппу Мариинского театра. Исполнял многие партии. Как балетмейстер дебютировал в «Творческой мастерской молодых хореографов» Мариинского театра. Работает с композитором Настасьей Хрущевой. С ней поставил балеты «Русские тупики» (Новая сцена Александринского театра) и «Русские тупики II» (Мариинский театр). Как сказала Настасья Хрущева в одном из интервью, «тупики» в данном случае следует воспринимать в самом лучшем смысле слова – как «лабиринты Красоты».

Стоит порадоваться и за петербургского хореографа Ксению Михееву, удостоенную «Маски» в номинации «Современный танец/спектакль» за «Последнее чаепитие». В отличие от многих своих коллег, предпочитающих бессюжетные постановки, Ксения рассказывает истории. Часто в их основе – классическая литература. Она обратила на себя внимание, переведя на язык танца «Грозу» Островского. «Чаепитие» создано по мотивам чеховского «Дяди Вани». Впрочем, спектакль, чудаковатые и не очень счастливые герои которого обитают в аквариуме, весьма далеко отошел от первоисточника.

От души хочется поздравить петербургских кукольников.

В номинации «Куклы/лучший спектакль» победила постановка «О рыбаке и рыбке», созданная петербургским режиссером Яной Туминой на сцене Театра кукол Республики Карелия. В спектакле заняты живые актеры и куклы – маленькие фигурки, выточенные из дерева.

В номинации «Куклы/ работа режиссера» «Золотой маской» отмечены Алексей Шульгач и Диана Разживайкина за спектакль «Крот, который мечтал увидеть солнце» (петербургская театральная корпорация «Кот Вильям»). В основе – сказка Александра Блинова.

Наконец, в номинации «Куклы/ работа актера» «Маски» получили Ольга Драгунова, Ася Галимзянова, Анатолий Гущин за спектакль театра Karlsson Haus «Девочка со спичками». Поставила спектакль режиссер из Финляндии Элина Сарно по сказке Андерсена. Это довольно страшная сказка о том, как в новогоднюю ночь на улице замерзает ребенок. Девочка не продала ни одной спички и боится возвращаться к суровому отцу без денег. Кукольной героиней с чумазым личиком управляют три артиста. Они с помощью одних лишь движений куколки передают весь трагизм этой едва начавшейся и уже обреченной жизни. Правда, в помощь им – музыка. Ольга Драгунова и Анатолий Гущин – выпускники Театральной академии. Учились в разные годы, она – у Красовского, он – у Кудашова. Ася Галимзянова окончила Ярославский театральный институт по специальности «актер театра кукол» в 2015 году.

В конкурсе «Эксперимент» тоже победили петербуржцы, ученики Сергея Черкасского (Российский государственный институт сценических искусств) – Кирилл Люкевич и Никита Касьяненко. Они получили «Золотую маску» за спектакль-променад 4elovekvmaske. Он разыгрывается вне театральных стен, в городе – в его непарадных и даже опасных местах, куда девушкам без спутников лучше не соваться вечером. Купившим билет присылают сообщение в мессенджере, назначают встречу. Вас встречает некий Касьян – сталкер, проводник в полулегальный мир граффити – и ведет к заброшкам и промзонам близ Обводного канала. Кульминация прогулки – предложение создать граффити в одном из петербургских дворов-колодцев.

Ты как бы погружаешься в не слишком уютный мир стрит-художника и можешь вообразить себя таким, как Бэнкси, – меняющим мир рыцарем с баллончиком краски наперевес.

#театр #Золотая маска #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (6911) от 26.04.2021 под заголовком ««Золотая маска» – «Человеку в маске»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?