В Михайловском замке работает выставка детских педальных автомобилей советского производства
В необычный автомобильный салон превратился Восточный павильон Михайловского замка. На территории Центра музейной педагогики работает выставка детских педальных автомобилей советского производства из частного петербургского собрания.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Какая красота!» — первое, что можно услышать от входящих в выставочные залы, где находятся 50 детских автомобилей. Сверкают хромированные детали и яркие кузовы, машины готовы двинуться в путь. На капоте одной из них — паспорт и правила пользования, где говорится, что «автомобиль предназначен для катания одного ребенка в возрасте от трех до семи лет и предусмотрен для езды по асфальтированным или укатанным дорожкам, позволяет во время игры ознакомиться с Правилами дорожного движения».
Как рассказал Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, куратор выставки, «речь не об истории советского автопрома. Речь — об истории мечты. О собственном автомобиле, который далеко не все могли себе позволить. Этот «гараж» интересен и как история дизайна, которая является частью истории искусства».
Автомобиль начала 1930‑х годов посылает привет конструктивизму. Затем идут машины с хромированными деталями, как смесь советского штучного автопрома и голливудских фильмов. Потом машины начала 1960-х годов, то, что тогда называлось «современный стиль» — лаконичный, энергичный, графичный. Он проявился прежде всего в архитектуре и станковом рисунке, но отразился и в детских автомобилях. Ряд завершают пластмассовые машины начала нашего века со своей эстетикой штамповки.
Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о том, как начиналась его коллекция, Вадим Кунин пояснил, что около десяти лет назад нашел в отцовском гараже автомобиль «Москвич» второй серии. Он был подарен четырехлетнему Вадиму. Сначала захотелось машину отреставрировать, а потом пришло желание собрать коллекцию. Сейчас в ней находится пять десятков авто, в том числе два раритета. «ЗИС» выпускался на заводе имени Сталина, на сиденье сохранился штамп с датой «ОТК. 1931». К тому же времени относится «ГАЗ М1», произведенный на Горьковском педальном заводе имени Молотова.
По словам Кунина, детские автомобили выпускались тиражами от сотен в 1930‑е годы до десятков тысяч экземпляров в 1980‑е годы на заводах Москвы, Омска, Свердловска, Челябинска и других городов СССР. Необязательно автомобильных. Тот самый автомобиль с паспортом изготовлен в апреле 1990 года на Челябинском кузнечно-прессовом заводе. Там же выпускался «Урал» — детский аналог известной машины «Победа».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7331) от 10.01.2023 под заголовком «Жми на педали!».
Комментарии