В Михайловском замке открылась выставка Леонида Шервуда
12 апреля в Михайловском замке открылась выставка Леонида Шервуда. Она посвящена 150‑летию со дня рождения скульптора. Правда, дату отметили еще в 2021 году, но тогда устроить выставку не получилось по разным причинам, в том числе из‑за пандемии коронавируса.
«Часовой». 1932 г. / ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея
Последняя монографическая выставка проходила в Русском музее в 1952 году, еще при жизни скульптора. Так что для многих это будет первое столь полное (а может, даже и просто — первое) знакомство с его творчеством.
Выставка открывается бюстом Пушкина, созданным в 1902 году.
Пушкин выполнен в импрессионистической манере — недаром Шервуд, отправленный после окончания Академии художеств в пансионерскую поездку в Париж, успел поучиться у Огюста Родена. Свободная, словно выполненная крупными «мазками» манера лепки делает образ поэта живым, порывистым, полным энергии. Сам Шервуд говорил, что Пушкин напоминает ему пламя. Впоследствии он не раз участвовал в конкурсах на памятник поэту, в том числе и на тот, что хотели установить на площади Искусств.
О замысле Шервуда можно судить по эскизу памятника: в огромной руке (руке Бога?) — факел. А вместо пламени — бюст Пушкина, стихи которого до сих пор освещают и согревают нашу жизнь. Понятно, что идея по тем временам показалась слишком уж экстравагантной. Такой памятник, скорее, вписался бы в эстетику авангарда. Или уж в XXI век. На мой взгляд, «Пушкин-пламя» смотрелся бы на фоне классицистического фасада Михайловского дворца, как стеклянная пирамида возле Лувра. Или как огромная рука в Венеции у берегов лагуны. Но понятно, что многие с этим мнением поспорят.
Особая тема выставки — неосуществленные замыслы скульптора, пропавшие без вести проекты, о которых можно судить только по моделям или фотографиям. Жаль, что так и остался в проекте надгробный памятник Михаилу Врубелю. Две авторские модели, которые находятся в собрании Русского музея, позволяют судить о красоте замысла.
Это скульптурный портрет художника, который стоит на постаменте с рельефным портретом-силуэтом его музы и любимой жены — оперной певицы Надежды Забелы-Врубель. Постамент асимметричный, покрытый рельефными растительными узорами, характерными для модерна. В этом прекрасном надгробии выражена сама суть искусства Врубеля с его ощущением перелома времен, надвигающихся катастроф, гибели богов. Даже цвет постамента — лиловый — был одним из символов этого сумеречного времени.
После революции Шервуд подключился к созданию нового искусства. В 1918 году Ленин запустил план монументальной пропаганды. В список памятников, которые нужно было создать и установить, вошло 69 имен. И первым в этой череде стал бюст Александра Радищева, созданный Леонидом Шервудом.
Бюст установили у Зимнего дворца — в проломе дворцовой решетки, так сказать, «на обломках самовластья». На торжественном митинге выступал нарком просвещения Анатолий Луначарский. А поэт Василий Князев прочитал собственные стихи:
Народ заставил потесниться,
Чтоб революции борец
Мог революции явиться…
Простоял бюст недолго. Во время сильного урагана гипсовый памятник «товарищу Радищеву» рухнул и разбился, о чем и доложил начальству дежуривший ночью часовой. По счастью, скульптор изготовил два варианта «товарища Радищева», и у второго была более счастливая судьба. Он в Москве на Триумфальной площади простоял десять лет, а в тридцатые годы был снят и в конце концов попал в Музей архитектуры им. Щусева. В данный момент Радищев, впервые покинувший запасники Музея архитектуры, демонстрируется в Москве на выставке «17/37. Советская скульптура. Взлет».
«Товарищ Радищев» получился у скульптора очень живым и не совсем чтобы «товарищем». Тонкое, нервное, измученное лицо. Развевающиеся кудри. Перекликающееся с линиями прически пышное жабо…
Зато «Часового», созданного в 1932 году для выставки к 15‑летию Красной армии, часто называют эмблематическим произведением советского искусства. Это монументальный, обобщенный и предельно выразительный образ: красноармеец с винтовкой, одетый в тулуп и буденовку. Навечно застывший на посту, из того караула, который не устанет никогда. На выставке представлена гипсовая модель небольшого размера, но все равно скульптура не теряет монументальности и оставляет впечатление мощи. Создатели экспозиции применили эффектный прием — модель освещена направленным светом так, что ее огромная тень проецируется на стену.
На выставке довольно много портретов вождей революции, есть бюст молодого Сталина, датированный 1927 годом. Смягчают эту суровость неожиданные для зрителя ранние работы Леонида Шервуда, предоставленные многочисленными потомками скульптора из своих личных собраний. Многие пришли на вернисаж, даже принесли младенца. Впервые широкая публика может увидеть небольшую бронзовую статуэтку под условным названием «Ангел». Она датируется 1906 годом и предоставлена внучкой скульптора Ольгой Шервуд, которая участвовала в подготовке этой выставки. Из ее же личного собрания — барельеф «Поцелуй», выполненный в стиле неоклассицизм.
Выставка построена по хронологическому принципу. Сейчас кураторы не очень любят такое линейное повествование. Но в данном случае оно оправданно. Переходя из зала в зал, мы можем проследить, с какой быстротой менялись на рубеже веков стили и направления в искусстве. Почувствовать обреченность модерна и сокрушительную энергию революционного авангарда, который начал так ярко и мощно, пока не был прихлопнут в начале тридцатых. И, конечно, увидеть, как менялась страна, ее вожди, кумиры, идеалы. Как надежды сменялись страхом, а потом снова брезжила надежда…
Выставка продлится до 3 июля.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (7405) от 27.04.2023 под заголовком «В Шервудском лесу».
Комментарии