В Михайловском замке открылась выставка художника Александра Рубцова

В Михайловском замке Русского музея открылась выставка художника Александра Рубцова (1884 – 1949) — живописца, ставшего национальным достоянием Туниса. Основную часть из 60 картин и рисунков предоставил коллекционер Меди Дусс.

В Михайловском замке открылась выставка художника Александра Рубцова | «В садах Сиди-Бу-Саида» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«В садах Сиди-Бу-Саида» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Этот проект появился на пересечении двух судеб. В 1912 году Рубцов окончил Академию художеств и получил право на пенсионерскую поездку. Он заглянул в Тунис, как позже заметил в дневнике, «всего на несколько дней и остался на всю жизнь». Сорок лет назад Меди Дусс приехал из Туниса учиться в Москву на инженера. С тех пор по воле личных и деловых обстоятельств живет в России. Последние десятилетия собирает рассеянные по миру произведения Рубцова. Все началось с подарка: один антиквар преподнес ему небольшую картину.

Как сказал на вернисаже Дусс, Тунису повезло: у него есть Рубцов, который оставил наследие, состоящее из трех тысяч картин. Как никто другой из европейцев, этот художник смог передать, что такое свет и цвет в Тунисе, будь то портрет бедуинки или местный пейзаж с цветущим миндалем. «Такой платок носила моя бабушка», — сказал Меди, показывая на картину «Чесальщицы шерсти».

Рубцов объездил приютившую его страну вдоль и поперек: «В Тунисе так много предметов для живописи, что я не хочу больше тратить драгоценное время на бритье. В Санкт-Петербурге я всегда был гладко выбрит. В Тунисе же волей-неволей отпустил бороду», — признавался художник. В то время железных дорог в Африке почти не было. Рубцов пользовался автомобилем, кибиткой, верблюдом, ослом, шел пешком.

Любимым сюжетом для художника стали пейзажи города Сиди-Бу-Саид, основанного в XII веке на берегу Средиземного моря. Андрей Белый как‑то заметил, что этим городом «кидается Африка в море». С древности там сохранился белый цвет домов, голубой — оконных ставней. Еще в XVII веке его облюбовали художники, Сиди-Бу-Саид стал «тунисским Монмартром».

Рубцов изображает белизну домов, залитых солнечным светом, цветущие деревья в городских садах, улицы на фоне спокойного моря. При этом он оставался русским академическим художником, о чем свидетельствуют женские портреты, в том числе чемпионки Туниса по плаванию среди юниорок.

Выставку дополняют произведения из собрания Русского музея — пейзаж «Марокко. Танжер» Яна Ционглинского — учителя и друга Рубцова. Редко выставляется акварель Василия Кандинского «Сумерки. Тунис». Она нарисована в 1905 году и относится к раннему реалистическому периоду в творчестве основателя ­абстрактного искусства.

Показ дополняют архивные фотографии, сделанные в Петербурге в годы учебы Рубцова в Академии художеств. На одной из них — Ционглинский с учениками в своей мастерской на Литейном проспекте, 59. Среди них с краю скромно стоит Рубцов.

#выставка #искусство #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7168) от 16.05.2022 под заголовком «Отпустил бороду ради искусства».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?