В Михайловском замке открылась выставка художника Александра Рубцова
В Михайловском замке Русского музея открылась выставка художника Александра Рубцова (1884 – 1949) — живописца, ставшего национальным достоянием Туниса. Основную часть из 60 картин и рисунков предоставил коллекционер Меди Дусс.
«В садах Сиди-Бу-Саида» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Этот проект появился на пересечении двух судеб. В 1912 году Рубцов окончил Академию художеств и получил право на пенсионерскую поездку. Он заглянул в Тунис, как позже заметил в дневнике, «всего на несколько дней и остался на всю жизнь». Сорок лет назад Меди Дусс приехал из Туниса учиться в Москву на инженера. С тех пор по воле личных и деловых обстоятельств живет в России. Последние десятилетия собирает рассеянные по миру произведения Рубцова. Все началось с подарка: один антиквар преподнес ему небольшую картину.
Как сказал на вернисаже Дусс, Тунису повезло: у него есть Рубцов, который оставил наследие, состоящее из трех тысяч картин. Как никто другой из европейцев, этот художник смог передать, что такое свет и цвет в Тунисе, будь то портрет бедуинки или местный пейзаж с цветущим миндалем. «Такой платок носила моя бабушка», — сказал Меди, показывая на картину «Чесальщицы шерсти».
Рубцов объездил приютившую его страну вдоль и поперек: «В Тунисе так много предметов для живописи, что я не хочу больше тратить драгоценное время на бритье. В Санкт-Петербурге я всегда был гладко выбрит. В Тунисе же волей-неволей отпустил бороду», — признавался художник. В то время железных дорог в Африке почти не было. Рубцов пользовался автомобилем, кибиткой, верблюдом, ослом, шел пешком.
Любимым сюжетом для художника стали пейзажи города Сиди-Бу-Саид, основанного в XII веке на берегу Средиземного моря. Андрей Белый как‑то заметил, что этим городом «кидается Африка в море». С древности там сохранился белый цвет домов, голубой — оконных ставней. Еще в XVII веке его облюбовали художники, Сиди-Бу-Саид стал «тунисским Монмартром».
Рубцов изображает белизну домов, залитых солнечным светом, цветущие деревья в городских садах, улицы на фоне спокойного моря. При этом он оставался русским академическим художником, о чем свидетельствуют женские портреты, в том числе чемпионки Туниса по плаванию среди юниорок.
Выставку дополняют произведения из собрания Русского музея — пейзаж «Марокко. Танжер» Яна Ционглинского — учителя и друга Рубцова. Редко выставляется акварель Василия Кандинского «Сумерки. Тунис». Она нарисована в 1905 году и относится к раннему реалистическому периоду в творчестве основателя абстрактного искусства.
Показ дополняют архивные фотографии, сделанные в Петербурге в годы учебы Рубцова в Академии художеств. На одной из них — Ционглинский с учениками в своей мастерской на Литейном проспекте, 59. Среди них с краю скромно стоит Рубцов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7168) от 16.05.2022 под заголовком «Отпустил бороду ради искусства».
Комментарии