В Михайловском замке открылась выставка для слабовидящих
Тактильные копии скульптурных портретов императора Павла I, его супруги Марии Федоровны, а также большой императорской короны Российской империи, созданные для слабовидящих посетителей на средства меценатов — друзей Русского музея, пополнили постоянную экспозицию Михайловского замка.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Первой из слабовидящих осмотрела руками корону из страз и пластика Ия Ростомашвили, эксперт по инклюзивным практикам Общественной палаты России и Русского музея. Она заметила: «Ощущаю масштаб короны и ценность камней. Обязательно расскажу об этом уникальном опыте петербуржцев, когда будет обсуждаться вопрос доступности музеев».
Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Анна Цветкова, заместитель генерального директора Русского музея по развитию, выбор персонажей для создания полимерных копий был очевиден — первые владельцы Михайловского замка. Оригиналы скульптур находятся в соседних залах — это бронзовый бюст Павла I работы Федота Шубина (1798) и мраморный бюст Марии Федоровны работы Луи-Мари Гишара (1806).
С короной сложнее. Оригинал, украшенный пятью тысячами бриллиантов, входит в собрание Алмазного фонда России и хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Объект абсолютно невыездной, поэтому несколько лет назад в Тронной Марии Федоровны в Михайловском замке были установлены высококачественное голографическое изображение регалии и экран с цифровым слайд-фильмом об истории изготовления и бытования короны. Она имеет прямое отношение к Павлу I.
Большая императорская корона была создана в 1762 году двумя конкурировавшими между собой ювелирами — Георгом Фридрихом Экартом и Иеремией Позье. Первому поручили серебряный каркас, эскиз, второму — его украшение драгоценными камнями. Мастеров и их помощников не ограничивали в тратах при выполнении двух условий — сделать корону за два месяца и весом не более 5 фунтов (2 кг), чтобы императрица могла удержать на голове «эту тяжесть» во время четырехчасовой церемонии коронации.
Павел I, вступая на престол, распорядился сделать большую корону «переходящей». До этого каждому новому монарху изготавливали персональную корону. После Павла I екатерининскую корону использовали еще пять Романовых, о чем свидетельствуют парадные портреты монархов. Вместе с будущими императорами корона выезжала на церемонию в Успенский собор Московского Кремля, а затем возвращалась в Бриллиантовую кладовую Зимнего дворца. После революции историческая реликвия избежала продажи за границу через контору «Антиквариат». Хотя, по некоторым источникам, большевики все же пытались ее продать.
Три новых экспоната Русского музея включены в экскурсию для слабовидящих, которая существует несколько лет. В ней используются тактильный макет Михайловского замка (он установлен в вестибюле), а также рельефно-графические путеводители, которые рассказывают об архитектурных особенностях и деталях интерьера замка. Аналогичные путеводители существуют для картин Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, размещенных в парадных залах Михайловского дворца.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7144) от 06.04.2022 под заголовком «Царские особы на ощупь».
Комментарии