В Петербурге открылась выставка о культуре одиннадцати этнических групп

В Российском этнографическом музее открылась выставка «Сицкари, пушкари, марковцы… Локальные группы русского народа». Впервые она знакомит посетителей музея с культурой одиннадцати этнических групп, изолированно живших в разных точках России — от Тверской губернии до Камчатки.

В Петербурге открылась выставка о культуре одиннадцати этнических групп | Свадебный костюм молодой женщины и совик. Усть-цилемы. / ФОТО АВТОРА

Свадебный костюм молодой женщины и совик. Усть-цилемы. / ФОТО АВТОРА

Большинство предметов датируются серединой XIX века и уже полностью вышли из народного обихода. В основном они собирались в первое десятилетие ХХ века, когда были организованы экспедиции, происходило формирование коллекции Этнографического отдела Русского музея, предшественника нынешнего Российского этнографического музея. Эпиграфом к выставке стали слова Дмитрия Клеменца, первого хранителя отдела: «От кубанского казака, носящего черкеску, до западно-сибирского крестьянина, носящего армяк из киргизской материи, до средне-колымчанина, носящего кухлянку, где казак чаще ездит на собаках, чем на коне; от носящих русскую поддевку до носящих татарский бешмет, — все это будет одна семья, одно русское население во всех своих переходах и изменениях».

Как рассказал Дмитрий Баранов, заведующий отделом этнографии русского народа, локальные группы возникли в XIII – XIX веках в силу перемещения русских людей по огромным территориям, вбирания черт тех народов, которые там жили. Баранов вспомнил эпизод из собственной экспедиционной практики. Этнографы выезжали на Кольский полуостров, в деревню Краснощелье, где живут русские, коми-ижемцы и саамы. Русские бабушки пели ученым свои песни, которые те записывали. Одна из участниц поездки, фольклорист, работавшая в Консерватории, спела бабушкам смоленскую песню. Они заметили: «Красивая песня, жалко, что не по‑русски». То есть они ни слова не поняли, интонирование оказалось для них чужим.

Важная задача выставки показать, что русские обогащались за счет культур тех народов, рядом с которыми они жили. Но даже после антропологических изменений, вызванных смешанными браками, они продолжали сохранять русский язык и православное вероисповедание.

Выставка начинается с большого раздела «Усть-цилемы». Село Усть-Цильма на реке Печоре было основано в 1542 году новгородцами, позже туда бежали старообрядцы. Они сохранили занятия земледелием, научились оленеводству у коми-ижемцев, обработке шкур и шитью меховой одежды и обуви — у ненцев и ижемцев. На выставке показан женский свадебный костюм, украшенный парчой, «совик» — глухая верхняя дорожная одежда, а также традиционные русские вязаные чулки с местным северным орнаментом. В богатом собрании деревянных каталок (рубелей) для разглаживания тканей на многих вырезан конский табун. Это повышало эффективность разглаживания и придавало красоту утилитарному предмету.

Название для этнической группы «пушкари» из Тверской губернии происходит от рода помещиков Мусиных-Пушкиных. Пушкари, отделенные лесами и болотами, жили обособленно, стараясь за счет земледелия сохранить натуральное хозяйство. Охотой не занималась, а отхожий промысел и вовсе считался позорным. Главная достопримечательность витрины о пушкарях — «сороки». Это верхняя часть головного убора замужней женщины. Баранов поясняет, что этот предмет говорит о социальном статусе и возрасте его носившей. У молодух сорока имела богато украшенное чело. Чем больше детей у женщины и чем старше она, тем более простой становилась сорока. Если умирал муж, то на ней появлялось белое пятно. В глубокой старости женщины носили белые сороки. Старушки объясняли: «Если похоронишь меня в красном, то буду стоять в ином мире под дождем, пока краска не слиняет».

«Каменщики» — русские старообрядцы, перебравшиеся из центра страны на Алтай, выращивали рожь и пшеницу, занимались скотоводством. Они обменивали зерно на ткани, посуду и изделия из кожи у казахов и китайцев. На выставке показаны мужские рубахи с характерной несимметричной вышивкой на груди, шаровары с азиатским узором и «подоболочка» — кафтан, изготовленный из вышитого казахского ковра.

Завершается выставка рассказом о камчадалах — жителях юга Камчатки. Они произошли от смешения русских и местных ительменов, были православными, говорили на русском языке. Камчадалы переняли основное занятие ительменов — промысел лосося. Научились охотиться на морского и пушного зверя. Зимой носили кухлянки — эта удобная глухая одежда мехом наружу надевалась через голову. В морозы обычные русские тулупы не помогут. Летом мужчины носили более привычные для русских косоворотки, а женщины — сборчатые юбки и кофты. Мужская и женская кухлянки камчадалов стали украшением проекта о разнообразной культуре русского народа.


#выставка #музей #этнографический музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7143) от 05.04.2022 под заголовком «Зачем русскому кухлянка».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?