В Михайловском замке откроется выставка к 350‑летию Петра I
В этом году страна отмечает 350‑летие со дня рождения Петра I. Свою лепту в чествование императора готовится внести Русский музей. В июне в Михайловском замке откроется выставка «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре», посвященная герою года. Музей начал к ней подготовку.
ФОТО предоставлено пресс-службой музея
Отдел реставрации станковой масляной живописи готовит к экспонированию картину Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».
История произведения началась в 1846 году, когда живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной Горке, сыгравшей роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. В «Походном журнале» 1710 года записано, что галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя яхтой «Лизетта», нашел укрытие ото льдов. Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко». Айвазовский изобразил эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе. Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.
Планируется полная реставрация полотна. Специалистам предстоит укрепить красочный слой, устранить деформации, удалить старые заплаты и въевшиеся загрязнения. Также авторский холст будет усилен дублированием, а красочный слой расчищен от поздних записей и желтого лака. Все эти меры позволят раскрыть первоначальный образ и колорит картины, а также безопасно представить ее публике на выставке. Работу проведут заведующий отделом реставрации масляной живописи Марат Дашкин и ведущий художник-реставратор Ольга Кленова.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7135) от 24.03.2022 под заголовком «Сигнал подает император».
Комментарии