2Vtzqv4Hz9U

В Михайловском дворце представили панно Бориса Кустодиева «Петр Великий»

В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка «Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского училищного дома имени Петра Великого (1910–1911)». Она приурочена к двум датам — 350‑летию со дня рождения Петра I и 110‑летию завершения строительства Училищного дома, где с 1944 года размещается Нахимовское военно-морское училище.

В Михайловском дворце представили панно Бориса Кустодиева «Петр Великий» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В центре этого умного истинно петербургского проекта находится большое панно Бориса Кустодиева «Петр Великий», созданное художником в 1911 году. Празднование царской круглой даты стало хорошим поводом показать полотно, которое предыдущий раз показывалось в 2003 году на выставке к 125‑летию со дня рождения художника. А заодно вспомнить о работе ведущих русских художников над оформлением Училищного дома.

В 1903 году в честь 200‑летия Петербурга городские ­власти решили создать новое образовательное учреждение. Архитектурный конкурс выиграл Александр Дмитриев, предложивший проект в духе петровского барокко. К оформлению фасадов и интерьеров привлекли художников Александра Бенуа и Сергея Чехонина, скульп­тора Василия Кузнецова. Три панно для актового зала училища были заказаны трем художникам. Главное — портрет «Петр Великий» — Борису Кустодиеву, картину «Петр Великий в Голландии» — Мстиславу Добужинскому, картину «Полтавская баталия» — Дмитрию Кардовскому. На известной любителям краеведения архивной фотографии актового зала 1910‑х годов можно узнать два первых.

Как рассказал нашей газете Владимир Круглов, куратор выставки, ведущий научный ­сотрудник Русского музея, для Кустодиева и его друга Добужинского это был первый опыт работы в монументальном жанре. Кустодиев, преодолевая боль в руке из‑за начавшейся болезни, героически работал над крупноформатным произведением (388 х 319 см). Он стилизовал панно в духе русского искусства начала XVIII века. Царь в рыцарских латах и красном плаще парит на мощном коне на фоне Полтавской битвы. Над ним изображен крылатый гений победы, трубящий славу полководцу.

Добужинский выбрал голландскую тему, поскольку бывал на верфях, где молодой Петр учился искусству строить корабли. На картине царь изображен слушающим мастера, тот держит в руках циркуль и линейку. Кулисами для этой сцены служат остовы строящихся судов. Многофигурная композиция Кардовского изображала динамичное столкновение двух крупнейших армий тех лет.

Увы, до нас дошел только ­портрет Петра. Как заметил Круг­лов, спасибо педагогам и ученикам 176‑й Трудовой школы, которая после революции размещалась в Училищном доме. В 1928 году они передали порт­рет в Русский музей.

Местонахождение панно Добужинского и Кардовского остается неизвестным. Шансов на то, что они уцелели в бурях войн и революций, немного. Но сохранились интересные подготовительные работы, они представлены на выставке. ­Прежде всего это выразительный эскиз Кустодиева «Голова Петра Великого» и его же этюд «Обнаженная натурщица». Дама послужила прообразом гения победы. Воистину неисповедимы творческие пути художников. Этюд предоставлен для выставки KGallery.

В собрании Русского музея находятся два небольших рисунка Добужинского «Петр Первый в Голландии». Видно, что первоначально художник размещал Петра и мастера на палубе строящегося корабля. Но потом решил спустить их на землю. В ­собрании Третьяковской галереи хранится живописный эскиз, близкий к окончательному варианту картины.

Выставку дополняют издания о художниках и об истории строительства Училищного дома.


#выставка #Михайловский дворец #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7200) от 30.06.2022 под заголовком «Как Трудовая школа спасла «Петра Великого»».


Комментарии