В мастерской петербургского художника Виктора Тихомирова прошла «Большая читка»

Молодые авторы и сам Виктор Иванович прочитали гостям свои сочинения и ответили на вопросы.

В мастерской петербургского художника Виктора Тихомирова прошла «Большая читка» | ФОТО Cristina Gottardi on Unsplash

ФОТО Cristina Gottardi on Unsplash

Этот проект публичных чтений существует меньше года, но уже обзавелся постоянной аудиторией. Слушатели и авторы собираются по пятницам в книжных магазинах, кафе и других уютных местах, чтобы приобщиться к современной прозе. Среди выступающих могут оказаться как известные авторы (Андрей Аствацатуров, Вадим Левенталь, Николай Старообрядцев и другие), так и начинающие писатели. Читают «ироничные и грустные, злые и пронзительные» рассказы, читают фантастику… Никаких особенных правил нет. Главное, чтобы текст был хорошим. Для авторов — строгий отбор, для слушателей — свободный вход по регистрации.

Основатели «Большой читки» — Михаил Балабин, выпускник режиссерской мастерской Петербургской школы нового кино и мас­терской полного метра Мос­ковской школы нового кино, и Владимир Коваленко, литературный обозреватель познавательного интернет-проекта VATNIKSTAN, автор нескольких романов. Именно они взяли на себя роли проводников в мир современной прозы, то есть ведущих. И именно они выбирают, где и с чем знакомиться.

На этот раз читка прошла в мас­терской Виктора Тихомирова — пространстве, из которого открывается изумительный вид на город. Здесь бывали (и не раз) широко известные художники, режиссеры, рок-звезды.

Картины тут повсюду — на стенах, у стен, на потолке: пейзажи, портреты, натюрморты, ню… Некоторые можно было увидеть на выставках Тихомирова и его соратников в «Манеже», Русском музее и не только. Другие мало кому знакомы. Неудивительно, что желающих посетить это мес­то силы художника оказалось много, случился аншлаг. «На пачки с книгами тоже можно садиться, — предлагал хозяин. — Какая‑нибудь стройная дева вполне сможет. И там еще есть пень. Можно сесть на пень».

Когда все разместились, началось главное — собственно читка. Среди рассказов, прозвучавших в этот вечер, преобладали опусы в жанре мистического реализма. Однако все авторы уверяли, что основаны их тексты на реальных событиях. С небольшими добавлениями.

Первым выступил Андрей Кулагин, писатель, искусствовед и художник. Его сочинение под неокончательным еще названием «Наука самолетопоклонников» позволило гостям как бы одним глазком заглянуть в тайны туземцев Меланезии — их магии, их очарованности самолетами, которые прилетают с небес.

Николай Киселев, писатель, поэт, автор книги «Метод ангела», напомнил собравшимся о том, что не случайно библейские ангелы при встрече с человеком говорили: «Не бойся!». Вид их, как известно, был странен и довольно ужасен. Но это не остановило героя рассказа, который решил заняться исследованием ангельских сущностей.

Затем Александр Сорге, автор романа «Камера» и многочисленных рассказов, порадовал слушателей сложносочиненным, изысканным плетением фраз и парадоксальными метафорами. Однако самый большой успех снискал Виктор Тихомиров, прочитавший фрагменты из своих книг «Про Гру…» и «Тысяча и одна любовь».

Первая, как рассказывает художник, вдохновлена гоголевским «Носом» — от некоей дамы тоже уходит небесполезная часть тела (какая не скажу, догадайтесь сами). Вторая построена, как подражание арабским сказкам «Тысячи и одной ночи», но на новый лад — четверо мужчин, отправившихся в долгое путешествие на автомобиле, по очереди рассказывают истории, чтобы водитель не уснул. Легкий язык, фирменная ирония и позитивный настрой свойственны всем текстам Тихомирова, а в авторском исполнении его проза звучит особенно обаятельно.

К слову, те, кто не попал на «Большую читку», но хочет прослушать главы из книг художника, могут осуществить свое желание. Нужно просто найти группу Тихомирова в социальной сети «ВКонтакте». Там он еженедельно выкладывает новые записи и отвечает на вопросы. Но, конечно, в мастерской было интереснее — теплее, азартнее, забавнее.

Когда‑то (и в XIX, и в XX веке) это было привычно, востребовано — собираться в чьем‑то особняке, чьей‑то квартире, клубе или еще где‑то и читать, а потом обсуждать прочитанное. В последние десятилетия традиция практически прервалась, но вот теперь возрождается. «Большая читка» — новая и, судя по всему, вполне жизнеспособная версия петербургских литературных салонов.

Читайте также:

В Музее Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти — едва ли не вся история ­хозяйственного права России

В городе на Неве состоялась конференция «Современные методы сохранения объектов культурного наследия»


#Виктор Тихомиров #чтения #писатели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7855) от 25.02.2025 под заголовком «Почитаем — все узнаем».


Комментарии