В Мариинском театре выступил Томский академический симфонический оркестр

В рамках гастрольного турне, включившего в себя Москву и Петербург, в Концертном зале Мариинского театра впервые выступил Томский академический симфонический оркестр под управлением своего главного дирижера Михаила Грановского с участием пианиста Дениса Мацуева.

В Мариинском театре выступил Томский академический симфонический оркестр | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

Именно Денис Мацуев стал вдохновителем поездки сибирского коллектива в Северную столицу. Приехав летом этого года в Томск на празднование 75-летия оркестра, он предложил совершить вояж, который должен был совпасть по времени с открытием в Петербурге Международного культурного форума. Из-за пандемии форум отменили, а концерт, к счастью, состоялся, собрав полный Мариинский зал, несмотря на введенные накануне QR-коды.

Главный дирижер, потомственный музыкант с международным опытом и признанием, москвич, уже три года работающий в Сибири, Михаил Грановский для выступления на престижной площадке не стал экспериментировать с репертуаром, а выбрал знаковые вещи русских классиков, чтобы и возможности коллектива показать, и публику порадовать. Волнение у сидящих на сцене музыкантов было хорошо ощутимо в зале. Первый номер, «Половецкие пляски» А. П. Бородина, начался немного робко, с небольшим рассинхроном у инструментов, однако в этой же роскошной симфонической пьесе стали слышны и достоинства оркестра – прекрасная деревянно-духовая группа, острый отчетливый звук в верхнем регистре, умение сплетать музыкальные узоры, в которых слышна каждая линия. Небольшая суховатость у струнных компенсировалась четкой артикуляцией, если применить ассоциации с живописью, то это была скорее пастель, нежели акварель.

Вышедший на сцену к оркестру в Третьем фортепианном концерте Сергея Рахманинова Денис Мацуев заметно придал уверенности всему действу. Сложнейшая вещь пианистического репертуара для Дениса – давно покоренная вершина, взойти на которую он готов с завязанными глазами в любое время суток. Феноменальная беглость, мощные броски и силовые приемы, легкие, почти что джазовые качания темпа в медленных разделах – все эти фирменные черты мацуевского стиля, применяемые артистом в известном концерте, придавали сочинению Рахманинова энергию большого спорта, в котором скорость и азарт – критерий успеха. Головокружительный финал был сыгран пианистом даже быстрее, чем изначально хотелось задающему в первом такте темп дирижеру, которому пришлось виртуозно координировать оркестр, подстраиваясь под желания солиста.

А вот на бис неожиданно Денис Мацуев сыграл нежный лирический Соль-бемоль мажорный экспромт Франца Шуберта, интерпретированный звездой скорее как жанровая картинка, чем как размышление о вечности. Колыхания триолей в аккомпанементе пианиста напоминали струящиеся потоки воды, слушатели могли легко представить освещенный луной пасторальный пейзаж, часто встречающийся на картинах немецких романтиков.

Во втором отделении Томский симфонический представил сюиту «Шахеразада» Н. А. Римского-Корсакова, которую по праву можно назвать одним из самых эффектных оркестровых сочинений в русской музыке. С ней оркестр предстал во всеоружии своего мастерства. Прекрасно проявила себя духовая группа: размеренное соло фагота во второй части, выразительное соло кларнета под выбиваемый малым барабаном ритм в третьей части, стремительная танцевальная мелодия у флейт в финале стали запоминающимися моментами всего исполнения.

Ближе к завершению вечера на место ощутимой вначале скованности пришли уже восторг и радость живого музицирования в чудесном зале, которые нельзя сымитировать и почти невозможно передать on-line.


#театр #оркестр #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7051) от 16.11.2021 под заголовком «Радость живой музыки».


Комментарии