Сергей Стадлер: «Скрипач не должен собирать стадионы»

16 ноября в Большом зале Екатерининского собрания (наб. канала Грибоедова, 88-90) открывается I Санкт-Петербургский международный фестиваль скрипки «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург». Его программа включает в себя не только пять концертов с участием выдающихся музыкантов современности, но и мастер-классы для молодых скрипачей, а также круглый стол по вопросам скрипичного исполнительства. Автор идеи фестиваля и художественный руководитель мероприятия, народный артист России Сергей Стадлер ответил на вопросы «Санкт-Петербургских ведомостей».

Сергей Стадлер: «Скрипач не должен собирать стадионы» | Сергей Стадлер / Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург»

Сергей Стадлер / Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург»

– Сергей Валентинович, как появилась идея фестиваля?

– Наш город – это не только северная столица и культурная столица, но и место рождения и развития русской скрипичной традиции. В Петербурге появилась первая в нашей стране консерватория, сюда был приглашен Генрих Венявский – основатель нашей скрипичной школы. Санкт-Петербург подарил миру таких исполнителей, как Леопольд Ауэр, Яша Хейфец, Натан Мильштейн и многих других, известных всему миру музыкантов. Россия до сих пор является одной из крупнейших скрипичных держав, с потрясающей школой, со своими традициями. Важно это сберечь, сохранить. Поэтому у меня и появилась идея подобного мероприятия. Наш фестиваль будет международным и, как мы очень надеемся, ежегодным событием в мире классической музыки. Мы планируем, что каждый год фестиваль будет посвящен какой-то определенной теме. В этом году он посвящен российской скрипичной традиции.

– Расскажите об основных событиях фестиваля.

– Во-первых, это концерты, которые пройдут в лучших залах нашего города. И важно добавить: все концерты фестиваля будут общедоступными. Мы с Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга откроем фестиваль 16 ноября в Екатерининском собрании, затем 18 ноября сыграем в Эрмитажном театре концерт «Скрипка в Русском императорском театре». В России существовала должность «Солист Его Императорского Величества», на которую приглашали знаменитых скрипачей, в чьи обязанности входило играть соло в балетах. Там будет исполнена балетная музыка Чайковского, Стравинского, Глазунова и других известных композиторов. 20 ноября в ЦВЗ «Манеж» пройдет концерт под названием «Скрипач на петербургской крыше» — образ скрипача в петербургском искусстве. Кроме музыки там будут звучать стихи Гумилева, Цветаевой, Мандельштама, Бродского. В Большом зале Филармонии 22 ноября состоится гала-концерт с участием российских и зарубежных скрипачей: Графа Муржи, Гайка Казазяна, Нахума Эрлиха. Нам хотелось привлечь к этому событию не только представителей мира музыки, но и других творческих людей, определяющих и формирующих культуру нашего города. В этом году мы пригласили писателя Евгения Водолазкина. А музыка будет звучать самая разная: Чайковский, Венявский, Вивальди, Блох, Римский-Корсаков, Гершвин.

Наконец, в Меншиковском дворце пройдет необычная программа «Скрипичная фантазия», приуроченная к 30-летию Всемирного клуба петербуржцев. Для молодых российских музыкантов мы организуем в Доме Кочневой мастер-классы, которые проведут: профессор Московской государственной консерватории Владимир Иванов и профессор немецкой Высшей школы музыки Карлсруэ Нахум Эрлих. В Международном банковском институте мы соберем круглый стол под названием «Актуальные проблемы скрипичного искусства в эпоху трансформации». В дискуссии примут участие ведущие музыканты и музыковеды из России, Европы, США.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

– С какими сложностями вы столкнулись в процессе организации фестиваля?

– Любое крупное и серьезное событие проводить непросто, а в эпоху пандемии тем более. Самым сложным, конечно, было обеспечить участие в фестивале международных гостей. Были люди, которые хотели приехать в Петербург, но в силу объективных причин не смогли. Их участие в круглом столе пройдет в формате онлайн. Несмотря на трудности, мы решили проводить этот фестиваль. Мир искусства переживает большой кризис. Причем, не только из-за пандемии. Это очень хрупкая сфера, на состояние которой влияют многие мировые и национальные проблемы. К сожалению, в нашу с вами эпоху для многих людей искусство становится далеко не самой важной частью их жизни. Это печально. Но пока есть люди, живущие духовной жизнью, мы будем для них играть. В такое сложное и тревожное время подобные события особенно важны.

– Вы согласны с мнением некоторых коллег, что скрипичное искусство в России переживает упадок?

– Думаю, что не только в России. Этот процесс идет во всем мире. Да, безусловно, мы в России уже многое потеряли. Когда-то скрипичная школа была, как и балет, нашей «визитной карточкой». Пока мы еще остаемся на серьезных позициях, нашу школу ценят во всем мире. Поэтому сейчас особенно важно поддерживать уровень российской музыкальной школы, беречь традиции. А не стоять и смотреть с грустью, как все постепенно разрушатся! Это одна из причин, почему мы задумали наш фестиваль. Надеюсь, мы сможем привлечь внимание зрителей, общества, властей к нашему искусству. Хотя повторюсь, этот процесс деградации сейчас идет во всем мире, мы не являемся исключением.

– Почему уровень мастерства наших исполнителей падает?

– Не бывает одной причины, это всегда комплекс. Во-первых, проблема музыкального образования стоит очень остро. А ее решение – это сложный и долгий путь. Катастрофа, в которой сейчас находится Петербургская консерватория, тоже серьезно отражается на уровне петербургских, следовательно и всех российских музыкантов. Общее отношение общества к искусству и культуре тоже имеет значение. Особенно отношение со стороны властей. Так уж сложилось, что у нас в России в сфере классической музыки без прямой помощи государства редко что-то получается сделать. Кроме того, оказалось, что наше искусство и культуру невозможно поставить на рельсы бизнеса. Это уже давно всем ясно. Сейчас идет невероятная коммерциализация сферы.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

– Для вас коммерциализация искусства абсолютно неприемлема?

– К сожалению, это веяние нашего времени. Я убежден, что нужен какой-то разумный баланс. Сейчас для всех учреждений культуры существует только один критерий успешной работы: количество зрителей и заработанных денег. Это в корне неправильно. Невозможно руководить нашей культурой с позиции бизнеса.

– Почему на Западе бизнес и искусство могут сосуществовать, а у нас нет?

– На Западе в этой сфере тоже все неоднозначно. Поверьте, там много своих проблем. А мы, к сожалению, часто перенимаем у Запада вещи, которые совершенно не подходят нашему российскому менталитету, нашему укладу жизни. При этом совершено игнорируя и не замечая того, что могло бы принести пользу. Кроме того, в Европе музыкальные традиции гораздо старше. Российская классическая музыка, в общем-то, очень молодая, ее расцвет случился лишь в XIX веке.

– У нас в стране скрипач сможет когда-нибудь собирать огромные залы, стадионы?

– Я убежден, что скрипач не должен собирать стадионы. Это изысканное искусство, которое требует определенных условий. Мы не используем специальную технику, микрофоны, различные компьютерные достижения последнего времени. Мы ценим старые скрипки великих мастеров и залы с хорошей акустикой. Наше искусство не может быть массовым. Оно адресовано людям, которые хоть немного знакомы с классической музыкой, которые понимают наш язык. Но и тем зрителям, что пришли на скрипичный концерт впервые в жизни, очень важно продемонстрировать именно качественное исполнение, мастерство скрипача. Тогда они смогут полюбить удивительный и интересный мир классической музыки.

#искусство #театр #музыка

Комментарии