В Мариинском театре прошел  концерт к 80‑летию концертмейстера Аллы Бростерман

Татьяна Сержан, Ольга Бородина, Роман Бурденко и другие ведущие оперные солисты выступили в Концертном зале Мариинского театра в концерте к 80‑летию концертмейстера Аллы Бростерман. Место юбиляра на протяжении большей части вечера было, как и полагается, за роялем.

В Мариинском театре прошел  концерт к 80‑летию концертмейстера Аллы Бростерман | Поет Татьяна Сержан. За роялем — Алла Бростерман./© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2023 г.

Поет Татьяна Сержан. За роялем — Алла Бростерман./© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2023 г.

Концертмейстеры в оперном теат­ре — бойцы невидимого фронта. Бойцы — потому что бьются изо дня в день, иногда с утра до ночи, за качество подготовки вокальных партий. Невидимого, потому что в отличие от певцов, которые п­о окончании спектаклей выходят на поклоны и получают аплодисменты публики, пианисты остаются «в трюме» махины под названием «Опера». А фронт работ концертмейстеров действительно огромен, тем более в Мариинском театре, афиша которого плотно забита событиями.

Звездные часы концертмейстеров бьют, если повезет, на немногочисленных сольных концертах своих подопечных. Все остальное время они терпеливо сидят во вверенных им вокальных классах и шлифуют мастерство оперных звезд и просто хороших певцов, выучивая с ними текст, оттачивая стиль, повышая интеллект и эрудицию.

Алла Бростерман служит в Мариинском театре с 1989 года и, по ее видеопризнанию, которое услышала публика юбилейного вечера, очень счастлива и живет благодаря опере. Двумя городами, которые упомянула Алла Давидовна в лаконичных воспоминаниях, были Киров, где она училась в школе и училище, и Кишинев, где работала в оперном театре и откуда уехала вслед за меццо-сопрано Ниной Романовой в Ленинград.

В свои 80 лет музыкант явила публике великолепную форму, ясность артикуляции, сочность звука. Ее руки действительно дирижировали музыку. В экономии и строгости, даже педантизме выразительных средств Алла Бростерман давала и слушателям, и своим любимым певцам время осознать величие и несуетность жанра оперы.

Состав участников концерта красноречиво говорил о том, что приоритетом в работе концертмейстера-юбиляра всегда были звезды, главные лица оперы. Меццо-сопрано Анна Кикнадзе, которая за годы от солистки Академии молодых певцов Мариинского театра выросла в одну из лучших певиц-актрис, показала полюса своего дарования в романсах Рахманинова, песенке Азучены из «Трубадура» Верди и хабанере из «Кармен» Бизе. Любимица публики сопрано Татьяна Сержан предстала посланницей иного мира в жреческой арии Адрианы из «Адрианы Лекуврер». Эту надмирность образа великой французской актрисы задала в коротком вступлении пианистка своим туше, своей расчетливо-интуитивной организацией музыкального времени.

Во второй части концерта Татьяна вышла в дуэте из «Тоски» Пуччини, где ее партнером — бароном Скарпиа — превосходно выступил баритон Ариунбаатар Ганбаатар, гран-призер Конкурса Чайковского, превращающийся на глазах мариинского слушателя во внушительную исполнительскую величину. Правда, дуэт шел уже в сопровождении Юрия Кокко. Он же выступил пианистом и в Кредо Яго из «Отелло» Верди.

Искусство мыслить и масштабировать пространство в звуках продемонстрировала Алла Брос­терман и в знаменитой арии Канио из «Паяцев» Леонкавалло в исполнении тенора Евгения Акимова. Ансамбль оркестровых голосов в руках юбиляра можно было услышать в арии Филиппа из «Дон Карлоса» Верди, которую почему‑то чересчур робко, хотя и вокально красиво спел бас Магеррам Гусейнов. Новая примадонна Мариинского театра Ольга Маслова в сопровождении пианиста Юрия Кокко исполнила знаменитую арию Леоноры «Мира, мира» из «Силы судьбы» Верди. Завораживающий своей силой голос Масловой заполнял концертный зал, расширяя его в этой молитве до космических размеров.

Баритон Роман Бурденко нашел время в своем крайне плотном зарубежном графике, чтобы выступить в этом концерте. В арии главного героя из «Джанни Скикки» Пуччини он показал неукротимый комический темперамент, а в дуэте Верховного жреца Дагона и Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса — демоническую стихию своего вокально-артистического дара. Его партнершей в этом дуэте, исполненном вместе с пианистом Василием Поповым, была царица оперы — меццо-сопрано Ольга Бородина. Она, проработавшая с Аллой Бростерман больше тридцати лет, как мало кто другой знает, что такое быть на волне оперы.


#концерт #опера #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7389) от 05.04.2023 под заголовком «Кариатида оперы».


Комментарии