В Мариинском театре проходит цикл монографических рахманиновских концертов

Цикл монографических рахманиновских концертов в Мариинском театре, растянувшийся на целый календарный год, с одной стороны, позволяет заново осмыслить творчество композитора, с другой — дает свободу и гибкость программе.

В Мариинском театре проходит цикл монографических рахманиновских концертов | Сергей Васильевич Рахманинов вошел в историю музыки не только как великий композитор, но и как виртуозный пианист./ФОТО Imago-Images/ТАСС

Сергей Васильевич Рахманинов вошел в историю музыки не только как великий композитор, но и как виртуозный пианист./ФОТО Imago-Images/ТАСС

Уже прозвучали в исполнении оркестра театра и Валерия Гергиева все три симфонии, симфоническая поэма «Колокола», фортепианные концерты в исполнении Дениса Мацуева, в том числе редкий — Четвертый, «Рапсодия на тему Паганини» в исполнении Дмитрия Шишкина — лауреата 2‑й премии недавнего конкурса Чайковского, хор театра представил Всенощное бдение, состоялось концертное исполнение оперы «Франческа да Римини». На первый взгляд кажется, что Рахманинов не нуждается в юбилеях, его творчество было популярно при жизни, остается оно таким и сейчас. В этой музыке, узнаваемой с первой ноты, ощущается русский мелос, русская природа, ее просторы, слышатся колокольные звоны, она вбирает в себя наш национальный код.

Родился Сергей Васильевич Рахманинов 1 апреля 1873 года здесь, на Северо-Западе, детство его прошло в усадьбах недалеко от Новгорода (в городе стоит памятник Рахманинову, а в юбилейные дни прошел международный юношеский конкурс пианистов имени композитора). Рахманинов принадлежит к древнему дворянскому роду, но семья разорилась, и вместо традиционной военной службы мальчик поступил в Консерваторию — сначала петербургскую, потом в московскую, к знаменитому фортепианному педагогу Н. Звереву, на старших курсах его педагогами были Зилоти (фортепиано), Танеев и Аренский (по теории и композиции). В Консерватории раскрылся его композиторский талант, появились ранние заметные сочинения, была написана дипломная работа — одноактная опера «Алеко», высоко оцененная П. И. Чайковским.

Но ранний период творчества заканчивается провалом Первой симфонии на ее премьере в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, критики буквально уничтожают молодого композитора, вызывая у него тяжелый кризис, из которого он выходит, написав Второй фортепианный концерт — одно из самых исполняемых и популярных своих сочинений.

Дальнейшая жизнь Рахманинова в России и как композитора, и как пианиста, и как дирижера складывается плодотворно. Шедевр рождается за шедевром: написаны Вторая симфония и Третий концерт, кантата «Весна», «Колокола», многочисленные фортепианные и камерные сочинения. Наступает счастье в семейной жизни, рождаются дочери, музыкант становится полноправным владельцем усадьбы «Ивановка»… Но революция делит жизнь Рахманинова на две части: в конце 1917 года Рахманинов уехал с семьей в концертное турне в Швецию и больше в Россию не вернулся.

Расставание с родиной далось композитору нелегко: новые сочинения не появлялись в его творчестве почти десять лет. В эмиграции написано всего шесть произведений. В конце жизни у Рахманинова появляется и свое пристанище — вилла «Сенар» (название представляет собой первые буквы имен композитора и его жены — Сергей и Наталья Рахманиновы). Несмот­ря на неприятие советского режима, когда начинается Великая Отечественная война, Рахманинов переводит свои гонорары в фонд Красной армии. До конца войны и победы композитор не дожил: смерть пришла 28 марта 1943 года в Калифорнии.

И все же юбилеи нужны, потому что это праздник, который позволяет заново «прочесть» музыку композитора сквозь призму различных интерпретаций, а порой и через призму восприятия современных композиторов. В этом смысле приятным сюрпризом оказался концерт, состоявшийся в Концертном зале Мариинского театра в конце месяца. Он тоже входил в цикл монографий к 150‑летию, но представил не только музыку Рахманинова, но и сочинения молодого композитора, пианиста и музыканта оркестра Эдуарда Кипрского, лауреата (серебряная медаль) в композиторской номинации. Там были представлены пять этюдов-картин для фортепиано с оркестром, здесь же за их исполнение взялся сам Валерий Гергиев с оркестром театра, придав им необходимый вес и блеск.

Партию фортепиано исполнил сам Кипрский. Он признается, что его произведение навеяно музыкой Рахманинова, проводника «в мир русского мелоса, увековечившего в своем искусстве широкий мелодизм, необъятные гармонические краски…и сосредоточенность глубокого лирического и драматического переживания…». За каждой из картин стоит определенный образ, впечатление «от пейзажа, религиозного песнопения до сцен народного праздника». Сочинение понравилось: хотя где‑то Этюды-картины «кивают» на Рахманинова, где‑то на Шостаковича, но общее впечатление — яркое и располагающее.

В концерте прозвучало еще одно сочинение Кипрского: переложение для симфонического оркестра Вариаций на тему Корелли Рахманинова (в оригинале это последнее произведение композитора, написанное им для фортепиано соло). Так же Мария Баянкина спела пять романсов композитора. Завершило концерт блестящее исполнение Третьей симфонии Рахманинова оркестром театра под управлением Валерия Гергиева.

Праздник Рахманинова продолжается, в театре ожидается Антология романсов, которые пройдут, в том числе и в камерном зале, носящем имя композитора.

#Мариинский театр #музыка #композитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7385) от 30.03.2023 под заголовком «Праздник Рахманинова».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?