В Мариинском театре представили фортепианные квинтет Брамса и трио Бетховена
Пианист Андрей Коробейников и солисты оркестра Мариинского театра представили на фестивале «Звезды белых ночей» в Концертном зале Мариинского театра фортепианные квинтет Брамса и трио Бетховена. Трио стало приношением к 250-летию композитора.
(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.
Концерты камерной музыки с участием струнников и пианистов можно считать сегодня наиболее соответствующими санитарным требованиям – на сцене от двух до четырех-пяти музыкантов могут соблюсти дистанцию без ущерба для музыки. Да и переживать, что зал не будет забит до отказа, тоже не стоит. На рядовой в докарантинной жизни концерт камерной музыки обычно набиралось немногим больше половины публики. Но, как известно, чем сильнее запрет, тем острее стремление его нарушить. И в зале слушателей было, как показалось, даже больше, чем обычно, и в воздухе чувствовалось жадное желание слушать далеко не самую популярную музыку. Такой тишины давно не приходилось наблюдать: люди не только не кашляли в перерывах между частями, но как будто и не дышали даже.
Вполне возможно, что ажиотаж по отношению к камерно-инструментальной музыке наметился в связи с тем, что оба зала Филармонии продолжают оставаться закрытыми. Никто из их руководства не просит ни у президента, ни у губернатора разрешения наконец открыться и вернуть музыку публике, все продолжают ждать, охраняя свои залы от вторжения возможных вирусоносителей. Поэтому роль филармонического зала взял на себя смелый Мариинский театр.
Концерт получился компактным – всего в одном отделении, но оттого оказался едва ли не более содержательным, чем традиционные вечера инструментальной музыки с антрактом. Фортепианное трио Бетховена ре мажор № 5, которое кто-то из возможных издателей без одобрения композитора нарек «Призраком» (как любили называть музыку за особо характерные образы и мотивы со времен Рамо и Гайдна), органично смонтировалось с сочинением Брамса, считавшего себя преемником традиций автора знаменитых Пятой и Девятой симфоний. Концентрацию «призрачности» можно было почувствовать лишь в медленной второй части. Трудно проходимый минор погружал в глубины меланхолии, в которой современники были готовы усмотреть то ли явление тени от ца Гамлета, то ли недобрых видений из «Макбета». Печаль могла быть вызвана и сильным чувством Бетховена к графине Марии Эрдеди, которой посвящено трио.
Андрей Коробейников вместе со скрипачкой Ольгой Волковой и виолончелистом Олегом Сендецким задали аристократичный, умеренный и аккуратный стиль венского салона. Культура звука и тонкого музыкантского общения, во время которого каждый внимательно слышит другого, позволяли очень ясно не только слышать, но и видеть партитуру. Чистое, безмятежное чтение бетховенского текста мгновенно оказывало свой музыкально-терапевтический эффект на слушателей. Минор второй части трио, норовящий затянуть в свой сумрак, враз развеялся динамичным и созидательным мажором.
В фортепианном квинтете фа минор Брамса добавились скрипачка Екатерина Грибанова и альтист Юрий Афонькин. Бетховенианство этого сочинения Брамса было пронесено музыкантами от начала до финала. Внутренняя структура четырех частей сочинения больше всего напоминала симфонию в миниатюре, давая понять главный бетховенский завет о том, как могуч может быть человек, готовый понимать сложности мира и менять его к лучшему.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6739) от 12.08.2020 под заголовком «Панацея камерной музыки».
Комментарии