В Мариинском-2 состоялась премьера оперы Верди в постановке Джанкарло дель Монако
Премьерных показов состоялось сразу семь за четыре дня, да еще и с несколькими составами исполнителей.
© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2025 г.
До появления новой «Аиды» в Мариинском было две версии этой оперы Верди. Одна из них — долгожительница в сценографии Петра Шильдкнехта в режиссуре возобновления Алексея Степанюка — жила на старой сцене с 1998 года. Вторая появилась в 2011‑м в Концертном зале, ее поставил Даниэле Финци Паска в стилистике «Цирка дю солей». Постановка стала большим событием для театрального и оперного мира, явив свежий взгляд на хрестоматийную историю. Был в истории Мариинского театра летом 1995‑го и короткий эпизод с явлением «Аиды» самого Франко Дзеффирелли, который в Петербург приехать не смог, вследствие чего спектакль спешно ставил Юрий Александров.
Новая «Аида» поразила масштабами, причем режиссер дель Монако со своей постановочной командой сделали так, что этот спектакль многими деталями напоминал и о старой «музейной» версии. В ней можно было найти немало схожих мизансцен, начиная от покоев Амнерис, сцены триумфа с фронтальным выходом войск победителей и толпы побежденных, и заканчивая диспозицией подземелья, где заживо погребены Аида с Радамесом. Немало знакомых фасонов обнаружилось в костюмах.
Но, спору нет, Джанкарло дель Монако вместе с испанским художником-постановщиком Антонио Ромеро и итальянской художницей по костюмам Габриелой Салаверри создали грандиозное шоу, исходя из больших возможностей новой сцены Мариинского театра. Там ходят гигантские черные статуи фараонов, открываются колоссальных размеров двери в глубине сцены во второй картине второго действия на площади в Фивах, легко и непринужденно поднимаются и опускаются уровни в финале оперы. Здесь все внешнее оказалось увеличено, а все человеческое резко уменьшилось, иллюстрируя высказывание «человек — игрушка в руках судьбы».
В основу визуальной концепции новой «Аиды» лег черный цвет, вдохновивший постановщиков, которые узнали о любопытном «черном» периоде в истории Египта, когда он был завоеван Суданом. В результате археологических раскопок были открыты статуи фараонов, изготовленные из вулканического камня. В результате художественных поисков новой команды «Аиды» цветом настроения стал черный, расставив соответствующие эмоциональные и смысловые акценты в драматургии. Цветовая гамма в предыдущей «Аиде» была будто насквозь пропитана солнцем. В новой герои оказались совершенно без солнца, которое появляется лишь на мгновение в сцене триумфа, и то словно бы при затмении. Привычная торжественная картина победного шествия обернулась триумфом в куда более мрачном световом антураже, хотя и более помпезном. Блеск золота находил траурную рифму в выгоревших, пепельных стенах, вызывая ощущение тотальной обреченности героев.

Живой питон в покоях Амнерис вызывал ассоциации со змеей, нанесшей смертельный укус Клеопатре. Когда же глухая стена задника вдруг раскалывалась в сцене третьего акта, где Аида открывает душу, поверяя сокровенные мысли не людям, потерявшим доверие, но природе, в трещине открывается вид на пирамиды в тумане, даря героине и зрителям ощущение потока воздуха в душных, почти могильных стенах дворца. В этой сцене режиссер получил возможность показать не только психологию главной героини, оставшейся наедине с собой, но и ее отношения с отцом и Радамесом.
Сам дель Монако признавался, как важно ему было пробиться сквозь толщу пирамид к тонкому душевному миру героев, увидеть за сфинксами их истинные лица. Так, в самом начале первого акта он дал понять, что Радамес не так уж смел, очутившись наедине с двумя женщинами — властной египтянкой и возлюбленной эфиопкой. Режиссер просто спрятал его за колонной в тот момент, когда к их дуэту с Амнерис вдруг присоединилась Аида. Амонасро в нильской сцене и вовсе распустил руки, вынуждая дочь стать шпионкой и вызнать у Радамеса путь вражеских войск. Откровенно кинематографично заставил дель Монако вести себя Аиду, чтобы показать, какие женские чары применила она, чтобы склонить Радамеса к побегу…
Дель Монако повезло работать с наследниками школы Станиславского — солистами Мариинского театра. Здесь что ни Аида, то новая индивидуальность, а значит, совершенно новый спектакль. За эти дни Аидами успели побывать Ирина Чурилова, Татьяна Сержан, Жанна Домбровская. Амнерис — Екатерина Семенчук, Анна Кикнадзе, Зинаида Царенко. Радамесами были Дмитрий Шабетя, Михаил Векуа, Ярамир Низамутдинов, Дмитрий Головнин, Амонасро — Владислав Сулимский и Роман Бурденко.
Каждый новый состав в спектакле — новый психологический портрет. За интерпретацией Аиды Ириной Чуриловой слышался шлейф Монтсеррат Кабалье, в свое время вдохновившей молодую русскую певицу из Сибири. Жанна Домбровская поразила новым уровнем своего вокально-драматического мастерства, которое в этом сезоне дополнилось еще и феноменально исполненной партией Изольды на премьере «Тристана и Изольды» Вагнера. Татьяна Сержан покорила юностью своего тембра, красотой и вдохновенностью голоса и вновь изумила безграничным артистизмом.
Наивысших похвал в премьере заслуживала Амнерис в исполнении Екатерины Семенчук. Эта певица не перестает удивлять всякий раз, когда видишь и слышишь ее на сцене. В своем исполнительском искусстве она соединяет оперу с драмой так, что перестаешь чувствовать себя только в оперном театре. За годы служения в Мариинском певица добилась высот в искусстве вокально-драматического интонирования речи своих персонажей, в раскрытии их сути. Образ Амнерис Семенчук творила с предельной степенью психологической откровенности, показывая всю сложность существования этой сильной женщины, пронзенной несчастной любовью, имеющей смелость перед смертью бросить в лицо египетскому правосудию: «Без вины вы жестоко осудили его, оскорбляя богов милосердный закон. Палачи вы, проклинаю я вас! Правосудье небес воздаст за меня!».
Возрастное ограничение 12+
Читайте также:
В театре «Санкт-Петербург-опера» состоялась премьера «Золотого петушка» Николая Римского-Корсакова
«Тристан» в Мариинском: репертуар театра пополнился ещё одной постановкой знаменитой оперы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7852) от 20.02.2025 под заголовком «Черное солнце «Аиды»».
Комментарии