В Мариинском-2 состоялась премьера оперы Верди в постановке Джанкарло дель Монако

Премьерных показов состоялось сразу семь за четыре дня, да еще и с несколькими составами исполнителей.

В Мариинском-2 состоялась премьера оперы Верди в постановке Джанкарло дель Монако | © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2025 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2025 г.

До появления новой «Аиды» в Мариинском было две версии этой оперы Верди. Одна из них — долгожительница в сценографии Петра Шильдкнехта в режиссуре возобновления Алексея Степанюка — жила на старой сцене с 1998 года. Вторая появилась в 2011‑м в Концертном зале, ее поставил Даниэле Финци Паска в стилистике «Цирка дю солей». Постановка стала большим событием для театрального и оперного мира, явив свежий взгляд на хрестоматийную историю. Был в истории Мариинского театра летом 1995‑го и короткий эпизод с явлением «Аиды» самого Франко Дзеффирелли, который в Петербург приехать не смог, вследствие чего спектакль спешно ставил Юрий Александров.

Новая «Аида» поразила масштабами, причем режиссер дель Монако со своей постановочной ­командой сделали так, что этот спектакль многими деталями напоминал и о старой «музейной» версии. В ней можно было найти немало схожих мизансцен, начиная от покоев Амнерис, сцены триумфа с фронтальным выходом войск победителей и толпы побежденных, и заканчивая диспозицией подземелья, где заживо погребены Аида с Радамесом. Немало знакомых фасонов обнаружилось в костюмах.

Но, спору нет, Джанкарло дель Монако вместе с испанским художником-постановщиком Антонио Ромеро и итальянской художницей по костюмам Габриелой Салаверри создали грандиозное шоу, исходя из больших возможностей новой сцены Мариинского театра. Там ходят гигантские черные статуи фараонов, открываются колоссальных размеров двери в глубине сцены во второй картине второго действия на площади в Фивах, легко и непринужденно поднимаются и опускаются уровни в финале оперы. Здесь все внешнее оказалось увеличено, а все человеческое резко уменьшилось, иллюстрируя высказывание «человек — игрушка в руках судьбы».

В основу визуальной концепции новой «Аиды» лег черный цвет, вдохновивший постановщиков, которые узнали о любопытном «черном» периоде в истории Египта, когда он был завоеван Суданом. В результате археологических раскопок были открыты статуи фараонов, изготовленные из вулканического камня. В результате художественных поисков новой команды «Аиды» цветом настроения стал черный, расставив соответствующие эмоциональные и смысловые акценты в драматургии. Цветовая гамма в предыдущей «Аиде» была будто насквозь пропитана солнцем. В новой герои оказались совершенно без солнца, которое появляется лишь на мгновение в сцене триумфа, и то словно бы при затмении. Привычная торжественная картина победного шествия обернулась триумфом в куда более мрачном световом антураже, хотя и более помпезном. Блеск золота находил траурную рифму в выгоревших, пепельных стенах, вызывая ощущение тотальной обреченности героев.

Живой питон в покоях Амнерис вызывал ассоциации со змеей, нанесшей смертельный укус Клео­патре. Когда же глухая стена ­задника вдруг раскалывалась в сцене третьего акта, где Аида открывает душу, поверяя сокровенные мысли не людям, потерявшим доверие, но природе, в трещине открывается вид на пирамиды в тумане, даря героине и зрителям ощущение потока воздуха в душных, почти могильных стенах дворца. В этой сцене режиссер получил возможность показать не только психологию главной героини, оставшейся наедине с собой, но и ее отношения с отцом и Радамесом.

Сам дель Монако признавался, как важно ему было пробиться сквозь толщу пирамид к тонкому душевному миру героев, увидеть за сфинксами их истинные лица. Так, в самом начале первого акта он дал понять, что Радамес не так уж смел, очутившись наедине с двумя женщинами — властной египтянкой и возлюбленной эфиопкой. Режиссер просто спрятал его за колонной в тот момент, когда к их дуэту с Амнерис вдруг присоединилась Аида. Амонасро в нильской сцене и вовсе распустил руки, вынуждая дочь стать шпионкой и вызнать у Радамеса путь вражеских войск. Откровенно кинематографично заставил дель Монако вести себя Аиду, чтобы показать, какие женские чары применила она, чтобы склонить Радамеса к побегу…

Дель Монако повезло работать с наследниками школы Станиславского — солистами Мариинского театра. Здесь что ни Аида, то новая индивидуальность, а значит, совершенно новый спектакль. За эти дни Аидами успели побывать Ирина Чурилова, Татьяна Сержан, Жанна Домбровская. Амнерис — Екатерина Семенчук, Анна Кикнадзе, Зинаида Царенко. Радамесами были Дмитрий Шабетя, Михаил Векуа, Ярамир Низамутдинов, Дмитрий Головнин, Амонасро — Владислав Сулимский и Роман Бурденко.

Каждый новый состав в спектакле — новый психологический портрет. За интерпретацией Аиды Ириной Чуриловой слышался шлейф Монтсеррат Кабалье, в свое время вдохновившей молодую русскую певицу из Сибири. Жанна Домбровская поразила новым уровнем своего вокально-драматического мастерства, которое в этом сезоне дополнилось еще и феноменально исполненной партией Изольды на премьере ­«Тристана и Изольды» Вагнера. ­Татьяна Сержан покорила юностью своего тембра, красотой и вдохновенностью голоса и вновь изумила безграничным артистизмом.

Наивысших похвал в премьере заслуживала Амнерис в исполнении Екатерины Семенчук. Эта певица не перестает удивлять всякий раз, когда видишь и слышишь ее на сцене. В своем исполнительском искусстве она соединяет оперу с драмой так, что перестаешь чувствовать себя только в оперном театре. За годы служения в Мариинском певица добилась высот в искусстве вокально-драматического интонирования речи своих персонажей, в раскрытии их сути. Образ Амнерис Семенчук творила с предельной степенью психологической откровенности, показывая всю сложность существования этой сильной женщины, пронзенной несчастной любовью, имеющей смелость перед смертью бросить в лицо египетскому правосудию: «Без вины вы жестоко осудили его, оскорбляя богов милосердный закон. Палачи вы, проклинаю я вас! Правосудье небес воздаст за меня!».

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

В театре «Санкт-Петербург-опера» состоялась премьера «Золотого петушка» Николая Римского-Корсакова

«Тристан» в Мариинском: репертуар театра пополнился ещё одной постановкой знаменитой оперы


#опера #Мариинский театр #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7852) от 20.02.2025 под заголовком «Черное солнце «Аиды»».


Комментарии