В «Манеже» представили выставку «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки»

В центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки», которая объединила 300 произведений 47 африканских и 14 российских художников, а также африканские этнографические артефакты из коллекции тульского Музея-заповедника Василия Поленова. Проект приурочен к предстоящему в Петербурге экономическому и гуманитарному форуму Россия — Африка.

В «Манеже» представили выставку «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки» | ФОТО автора

ФОТО автора

Как рассказала Анна Ялова, директор «Манежа», показ африканского искусство задумывался давно, но только сейчас сложилось много благоприятных обстоятельств, которые позволили за несколько месяцев с нуля собрать большую выставку. Важную роль в ее подготовке сыграл Алессандро Романини, итальянский специалист по современному африканскому искусству, который предложил список авторов. Юлия Аксенова, сокуратор с российской стороны, пригласила отечественных авторов и занималась созданием единой экспозиции.

Говоря о своем проекте, сокураторы сделали несколько замечаний, важных для его понимания. По словам Романини, выставка не претендует на академическую полноту: Африка — это 54 страны, где живут три тысячи этнических групп, говорящих на более чем двух тысячах языков. Для специалиста было важно показать художников, которые не нуждаются в этническом реванше, как было в начале постколониальной эпохи, но, живя по всему миру, не отказываются от собственных корней. Именно поэтому выставка названа «Перевернутое сафари» как попытка уйти от этнографических стереотипов. По словам Аксеновой, отчасти она смотрела на этот проект как зритель, которому предоставилась возможность показать неизвестное у нас искусство. «Я обратила внимание, что в центре африканского искусства — человек с его древними корнями и современными проблемами. Произведения африканских художников не всегда совершенны технически, но от них идет огромная энергия, заряжающая позитивным настроением тех, кто видит это искусство. Потому оно ценно и востребовано», — подчеркнула Аксенова.

В отличие от обычных манежных выставок, где существовал если не обязательный, то рекомендуемый маршрут, «Перевернутое сафари» предлагает зрителю свободное путешествие по «Манежу». Выставка построена как диалог традиционных артефактов из дерева — масок и скульптур, изображающих духов предков, и ярких произведений, чаще всего из современных материалов. Брис Эссо вырезал двух маленьких «Мигрантов» из черного гранита и желтого травертина: проблемы мигрантов не зависят от цвета кожи.

Мишель Окпаре создает портреты из разноцветной гофрированной бумаги, Арстид Куаме — из мелко нарезанных кусочков разноцветных шлепанцев, Дезире Муну Коффи — из клавиатур мобильных телефонов. Янзи начинал как уличный художник, сейчас для портретов использует расплавленный пластик, в котором заключен элемент случайности. Джозеф Авуа-Дарко конструирует «Кактусы» из сатина и гобелена.

В серии фотоавтопортретов «Волосы» Летиция Кай показывает, как из шевелюры можно накрутить змей, походя на Медузу горгону. А две боксерские перчатки — напоминание о том, что красота должна быть с кулаками, то есть уметь себя защитить. Медина Даг­гер в серии снимков «Окунаться» размышляет, каким может быть хиджаб в африканской мусульманской стране.

Из российских участников я бы выделил троих. Ольга Мичи показывает «В тени больших деревьев» — 45‑минутное видео о проблеме отцов и детей («только музыка у него на уме»), снятое в африканской деревне, а также серию сделанных в Африке фотографий «Уязвимые»: яркий макияж и амулеты не защищают от жизненных невзгод. Мария Арендт своей вышивкой «Арап Петра» напоминает о корнях Пушкина. А Василий Власов создал книгу «10 заповедей арт-пилигрима». Все заповеди поместились на одну страницу. № 4: «Познай, как отдыхают аборигены, и отдыхай так же».

#Манеж #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7461) от 20.07.2023 под заголовком «Позитивное сафари».


Комментарии