В «Манеже» открылась выставка «Немосква не за горами»
Войдя в ЦВЗ «Манеж», зритель видит витающий в синтетических облаках лозунг «Опять ничего не происходит!». Но против законов физики «дождь» из облаков в инсталляции Маяны Насыбулловой идет вверх, на небо. Значит, что-то важное произошло. В главном выставочном пространстве Петербурга открылась выставка «Немосква не за горами».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Название требует пояснения. Существует проект NEMOSKVA, который посвящен поддержке современного искусства в российских регионах. Главная задача – показать, что вне и вдали от Москвы это искусство существует, художники активно работают. Осенью 2019 года команда проекта и «Манеж» решили подвести первые итоги, сделать выставку в Петербурге. Как заметил на пресс-показе Павел Пригара, директор ЦВЗ «Манеж», эта выставка возвращает городу культурную столичность в ее полноценном смысле, а не только как места, где сосредоточено красивое прошлое.
Еще одна часть названия отсылает к известному объекту из больших металлических букв художника Бориса Матросова «Счастье не за горами». Он установлен в Перми на берегу Камы, где действительно нет никаких гор. Иными словами, название можно прочитать как «искусство рядом».
Поскольку многие работы создавались специально для выставки, «Санкт-Петербургские ведомости» поинтересовались у Алисы Прудниковой, комиссара проекта, есть ли реакция на пандемию и карантин. Ответ был отрицательным. Художников (всего в проекте участвует 61 автор, в том числе коллективные) интересуют вечные темы одиночества, востребованности, попытки предвидеть будущее и преодолеть естественный страх перед ним.
Выставка имеет сложносочиненную структуру. Семь кураторов из пяти российских городов, среди них философ, арт-критик, два художника, историк искусств и только два собственно куратора приглашали в свой «подпроект» художников вне за висимости от места жительства. В пространстве «Манежа» подпроекты перемешаны. Но это не должно смущать: каждый посетитель получит бесплатно брюшюру – подробный гид с кураторским текстом и описаниями работ. Каждый волен выбрать маршрут. Кого-то заинтересуют темы летаргии, мимикрии и «деантропологизированной среды». Мы поискали работы, обращенные к эмоциям зрителя.
Арт-группа «Нежные бабы» (Александра Артамонова и Евгения Лаптева) из Калининграда во время посещения краеведческого музея в Бурятии увидела знакомые янтарные ожерелья. Оказалось, что в Сибири их носили женщины из «семейских старообрядцев», сосланных туда в начале XVIII века с балтийских берегов. Видеоинсталляция «Сонная артерия» показывает, как женщина пытается сорвать с себя ожерелье, как бы освободиться от прошлого. Но пронзительно звучит в исполнении бабушек песня о том, что дорога долгая и родной дом далеко.
Фотограф Антон Климов из Иркутска рассказал нашей газете, что ему надоело работать на свадьбах, он стал ездить по берегам Байкала и снимать там людей. Они оказались на перепутье: производства закрылись, а туризм развиваться не спешит.
Арт-группа «Гуй» (Мария Плаксина и Егор Ефремов) из Екатеринбурга выстроила объект «Ионизация» из красной глины и пакли в виде кита. На его спине расположился уральский промышленный пейзаж, время от времени из большой трубы кит извергает влажный пар, очищенный ионизатором. Можно забраться в чрево кита и почувствовать себя пророком Ионой, проведшим там три дня и три ночи.
Ася Маракулина из Петербурга делится сокровенным: «Когда переезжаешь на другое место, желательно «зашить» улицу, проштопать сквозь переходы от первого дома до последнего. В конце улицы завязать узел вокруг чего-нибудь устойчивого». Так получились два платья, на которых вышиты Невский проспект и Новосмоленская набережная.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6739) от 12.08.2020 под заголовком ««Немосква» слезам верит».
Комментарии