В «Манеже» открылась выставка классической русской скульптуры
ЦВЗ «Манеж» представил публике очередной хит – выставку «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
У многих зрителей в памяти осталась выставка двухлетней давности «Христос в темнице» – три десятка чудом уцелевших деревянных скульптур XVII – начала XIX века из четырнадцати музейных собраний. На этот раз «Манеж» под своей крышей собрал 150 работ 65 авторов. В проекте приняли участие Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея и еще более тридцати музеев России.
Ни один из музеев не может позволить себе подобное, поскольку не располагает выставочной площадью такого размера. Отбор скульптуры длился два года. С точки зрения специалистов, выставка – научное исследование важного пласта отечественного искусства. Издается соответствующий каталог. Это то, что касается научной части.
Не обманул «Манеж» и ожиданий публики.
Как рассказывает куратор проекта Елизавета Павлычева, организаторы решили сделать скульптуру главным действующим лицом, сознательно отказавшись от живописи, чтобы та не отвлекала внимание. В партнеры молчаливым изваяниям выбрали музыку. Точнее – оперу. Театральный режиссер Василий Бархатов отобрал для проекта 15 произведений, среди которых «Дон Жуан» Моцарта, «Страсти по Матфею» Баха, «Жизнь за царя» Глинки, «Евгений Онегин» Чайковского, «Норма» Беллини и другие. Отрывки из них одновременно, но не мешая друг другу (еще одна техническая возможность обновленного «Манежа») звучат в разных частях зала.
Оперный режиссер так поясняет замысел: «Идея заключалась в том, чтобы зритель мог будто перешагнуть через оркестровую яму во время оперного спектакля и оказаться в центре застывшей мизансцены, где каждый герой скульптуры исполняет свою оперную партию и помещен в обстоятельства согласно либретто и музыкальной драматургии».
Пространство «Манежа» трансформировалось в оперный театр (условный образ пяти императорских театров), наполненный скульптурой. Она встречает публику в фойе, заполняет зрительный зал, стоит на сцене или готовится на нее выйти...
В театральном фойе слышно, как оркестр настраивает инструменты. Переступив «оркестровую яму», посетители проходят по первому этажу, наблюдая за диалогом двух искусств – пластического и музыкального (редко прямым, по большей части ассоциативным), поднимаясь на второй, попадают «за кулисы». Перемещаясь из одного пространства в другое, видят работы крупнейших мастеров русской классической скульптуры и слышат оперные арии.
В состав выставки вошли признанные шедевры и произведения, которые ранее не выставлялись. Наверняка многие узнают «Девушку с кувшином» Павла Соколова из «Царского Села», ей досталась музыка Баха «Страсти по Матфею». И «Беглый раб» Владимира Беклемишева из Эрмитажа, который слушает «Саломею» Штрауса, известен. Под «Летучего голландца» Вагнера демонстрируются модели носовых украшений судов, авторами которых были Михаил Микешин и Николай Пименов, из собрания Центрального военно-морского музея. Дом ученых на Дворцовой набережной предоставил отреставрированную к выставке скульптуру Бориса Орловского «Мальчик с уткой». «Венера, снимающая сандалию» Ивана Витали, которую сопровождает музыка Оффенбаха к «Сказкам Гофмана», на время покинула дворец Лейхтенбергских, где располагается филиал биологического факультета петербургского Университета. Портрет Ивана Айвазовского работы Ильи Гинцбурга приехал из художественного музея в Ярославле. «Грибоедов в кресле» Владимира Беклемишева прибыл из Театрального музея им. Бахрушина, а портрет князя Александра Мещерского работы Паоло Трубецкого – из Третьяковской галереи...
Как обещают организаторы, в планах «Манежа» выставка, посвященная скульптуре XX – XXI веков. Если еще раз вспомнить проект «Христос в темнице», получится трилогия.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (6894) от 01.04.2021 под заголовком «Скульптуре подарили голос».
Комментарии