В «Манеже» обсудили востребованность выставок после карантина

Какие выставки в Петербурге будут востребованы после карантина? Об этом спорили кураторы на «круглом столе», входившем в публичную программу выставки «Немосква не за горами». Она откроется на днях в ЦВЗ «Манеж» и представит искусство российских регионов.

В «Манеже» обсудили востребованность выставок после карантина | Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Тон разговора задала Анна Заведий, заведующая сектором творческих программ Северо-Западного филиала Госцентра современного искусства. Она призналась, что не представляет, как сейчас делать выставки. И если их было мало прежде, то сейчас станет еще меньше. Прошло время, когда зритель зачастую шел на выставку просто потусоваться. Теперь он делает осознанный выбор – своим присутствием поддерживает художника и место, где тот выставляется.

По словам Веры Рейхет, начальника отдела кураторских проектов ЦВЗ «Манеж», мы находимся в ситуации, когда есть спрос и есть санитарные ограничения. На выставку фотографии «Иной взгляд», только что прошедшую в «Манеже», попали не все желающие, но те, кто ее увидел, могли остаться наедине с высоким искусством.

С важностью такого общения согласилась Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея. По ее мнению, люди изголодались по живым выставкам и приходят посмотреть проект «Дары», чтобы успокоиться, отнестись к жизни осмысленнее. Или, говоря словами Иммануила Канта, «имеют смелость пользоваться собственным умом».

Елена Коловская, директор благотворительного фонда культуры и искусства «Про Арте», предложила кураторам и музейщикам хорошую тему для выставочных проектов. Она назвала ее «Кризисы в истории человечества и появление новой этики». Сегодня такая этика заключается в том, что «жизнь важнее экономики». Убытки одних сохраняют жизни другим.

Тема «Интернет и карантин» обсуждается уже несколько месяцев в самых разных контекстах. Участники данной дискуссии были единодушны: нет проблемы соперничества Интернета и традиционного формата выставок. Существуют два совершенно разных типа художественного творчества. Один создается для реальных пространств, и никакой самый совершенный компьютер не заменит посещение «храма искусства», как выразился Антонио Джеуза, сокуратор «Немосквы не за горами». Другой тип творчества – это произведения, которые специально придумываются и создаются художниками (часто при поддержке программистов) для виртуального пространства.

Иное дело, что «реалисты» стали активно использовать возможности Интернета. Коловская напомнила о том, как нынешней весной в условиях изоляции музеи создали онлайн-платформы, быстро научились создавать достойный продукт, в том числе образовательный.

Лиза Савина, соучредитель фонда культурных инициатив Sparta, привела в качестве положительного примера международную онлайн-конференцию «Музеи в эпоху пандемии: границы и возможности», состоявшуюся в мае. Вживую никогда бы не собрать несколько десятков экспертов. Тем более набрать 135 тысяч просмотров. Еще одно важное качество Интернета – он позволяет архивировать выставки, создавать электронные каталоги и все это делать доступным для публики.

Итог подвели Олеся Туркина и Антонио Джеуза: теперь выставки должны быть социально ответственными, требующими медленного вдумчивого рассматривания.

#выставка #круглый стол #Манеж #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6733) от 04.08.2020 под заголовком «С онлайн-платформы в зал музея».


Комментарии