В «Манеже» обсудили востребованность выставок после карантина

Какие выставки в Петербурге будут востребованы после карантина? Об этом спорили кураторы на «круглом столе», входившем в публичную программу выставки «Немосква не за горами». Она откроется на днях в ЦВЗ «Манеж» и представит искусство российских регионов.

В «Манеже» обсудили востребованность выставок после карантина | Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Тон разговора задала Анна Заведий, заведующая сектором творческих программ Северо-Западного филиала Госцентра современного искусства. Она призналась, что не представляет, как сейчас делать выставки. И если их было мало прежде, то сейчас станет еще меньше. Прошло время, когда зритель зачастую шел на выставку просто потусоваться. Теперь он делает осознанный выбор – своим присутствием поддерживает художника и место, где тот выставляется.

По словам Веры Рейхет, начальника отдела кураторских проектов ЦВЗ «Манеж», мы находимся в ситуации, когда есть спрос и есть санитарные ограничения. На выставку фотографии «Иной взгляд», только что прошедшую в «Манеже», попали не все желающие, но те, кто ее увидел, могли остаться наедине с высоким искусством.

С важностью такого общения согласилась Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея. По ее мнению, люди изголодались по живым выставкам и приходят посмотреть проект «Дары», чтобы успокоиться, отнестись к жизни осмысленнее. Или, говоря словами Иммануила Канта, «имеют смелость пользоваться собственным умом».

Елена Коловская, директор благотворительного фонда культуры и искусства «Про Арте», предложила кураторам и музейщикам хорошую тему для выставочных проектов. Она назвала ее «Кризисы в истории человечества и появление новой этики». Сегодня такая этика заключается в том, что «жизнь важнее экономики». Убытки одних сохраняют жизни другим.

Тема «Интернет и карантин» обсуждается уже несколько месяцев в самых разных контекстах. Участники данной дискуссии были единодушны: нет проблемы соперничества Интернета и традиционного формата выставок. Существуют два совершенно разных типа художественного творчества. Один создается для реальных пространств, и никакой самый совершенный компьютер не заменит посещение «храма искусства», как выразился Антонио Джеуза, сокуратор «Немосквы не за горами». Другой тип творчества – это произведения, которые специально придумываются и создаются художниками (часто при поддержке программистов) для виртуального пространства.

Иное дело, что «реалисты» стали активно использовать возможности Интернета. Коловская напомнила о том, как нынешней весной в условиях изоляции музеи создали онлайн-платформы, быстро научились создавать достойный продукт, в том числе образовательный.

Лиза Савина, соучредитель фонда культурных инициатив Sparta, привела в качестве положительного примера международную онлайн-конференцию «Музеи в эпоху пандемии: границы и возможности», состоявшуюся в мае. Вживую никогда бы не собрать несколько десятков экспертов. Тем более набрать 135 тысяч просмотров. Еще одно важное качество Интернета – он позволяет архивировать выставки, создавать электронные каталоги и все это делать доступным для публики.

Итог подвели Олеся Туркина и Антонио Джеуза: теперь выставки должны быть социально ответственными, требующими медленного вдумчивого рассматривания.

#выставка #круглый стол #Манеж #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6733) от 04.08.2020 под заголовком «С онлайн-платформы в зал музея».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?