В Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка, посвященная наследию русских старообрядцев

В Манеже Малого Эрмитажа открыта масштабная выставка «Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа» (12+). Двести произведений искусства XVII – XIX веков — иконы, в том числе меднолитые, рукописная иллюминированная книга, рисованный лубок впервые рассказывают о Выгореции, духовном центре русского старообрядчества.

В Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка, посвященная наследию русских старообрядцев | ФОТО автора

ФОТО автора

Налогообложение от Петра I

Слово «Выгореция» для обозначения обширной территории Русского Севера, где старообрядцы построили монастыри и скиты, впервые использовал писатель Михаил Пришвин в очерке «Выговская пустынь», опубликованном в 1907 году. «Вообще нельзя сказать, что было труднее раскольникам: победить ли суровую природу Выговского края или уметь избегнуть падения постоянно висевшего над ними дамоклова меча в лице правительства… Благополучно просуществовала Выгореция вплоть до суровых николаевских времен, когда, совершенно не считаясь ни с интимными сторонами народного духа, ни с экономическим значением общины в таком глухом краю, правительство ее уничтожило. Дамоклов меч опустился именно тогда, когда раскольники были только полезны».

Возможно, это счастливое совпадение, но именно в том же 1907 году Федор Каликин, старообрядец, иконописец, реставратор, совершил несколько поездок по Олонецкой и Вологодской губерниям, а также по Поволжью, откуда привез около двух тысяч икон и рукописей. Каликин работал по заданию Василия Дружинина, филолога и первого исследователя русского старообрядчества.

Здесь необходимо сделать хотя бы самый краткий экскурс в историю. В середине XVII века патриарх Никон начал реформы обрядовой традиции русской церкви, которые не были приняты частью общества и рядового духовенства. Тех, кто следовал прежним обрядам, стали называть «раскольниками», самым известным был протопоп Аввакум. Они придерживались идеологии пустынножительства в глухих безлюдных местах, где вели добродеятельное житие — постоянная молитва, пост, отказ от брака.

В октябре 1694 года посадский человек Андрей Денисов и дьячок Данила Вакулин основали старообрядческое общежительство на берегу реки Выг в глухих лесах к северо-востоку от Онежского озера (ныне — территория Республики Карелия). Их портреты, выполненные в начале XIX века в жанре лубка, представлены на выставке.

Через несколько лет в обители проживали две тысячи человек, появились многочисленные монастырские постройки: Богоявленская часовня (старообрядцы не использовали слово «церковь», поскольку отказались от института священства), жилые кельи, больница, хозяйственные постройки. В начале XVIII века в 20 верстах от Выга на реке Лексе было основано женское поселение, или Лексинское общежительство. Вокруг этих центров постепенно появилось 20 небольших скитов.

В 1704 году Петр I за уплату двойной подати даровал выговцам свободу вероисповедания. Пустынь была приписана к Олонецким Пет­ровским заводам и сыграла заметную роль в промышленном развитии Севера, Урала и Сибири.

Процветание обители, которую позже историки назовут «Северными Афинами», относится к первой трети XVIII века, когда ее последовательно возглавляли братья Андрей и Семен Денисовы, умелые руководители и политики, наладившие отношения с государством. Были созданы школы для обучения грамоте и пению, иконописные и кузнечные мастерские.

В 1825 году начинаются преследования «раскольников», после восстания декабристов Николай I рассматривал их как тайных мятежников. К 1857‑му обитель была полностью разгромлена.

«И никому наша вера не мешала, а даже как будто еще многим по обычаю приходила и нравилась не только одним простым людям, которые к богочтительству по русскому образцу склонны, но и иноверам». Эти грустные слова вложил Николай Лесков в уста одного из персонажей рассказа «Запечатленный ангел», опубликованного в 1873 году.

Музей как оазис культуры

Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, так пояснил главные смыслы показа наследия старообрядцев:

— Эта выставка исключительно важна. Она позволяет рассказать много, красиво и глубоко о том соб­рании Эрмитажа, которое незнакомо нашему зрителю. У выставки есть несколько контекстов. Она показывает, что такое многообразная Россия, как это делает Эрмитаж. Проект «ОТМА», на первый взгляд, был о семье последнего царя, а на самом деле был посвящен Серебряному веку русской культуры. Выставка «Цари и рыцари», которая, на первый взгляд, рассказывала про Средневековье, на самом деле — про эпоху Николая I, который соз­дал Новый Эрмитаж как первый публичный музей в России. Выставка, посвященная староверам, тоже про Николая I, потому что он был одним из самых жестких преследователей староверов в нашей истории.

Эта выставка и о том, что такое музей как оазис культуры, спасающий произведения, не для музеев созданные. Мы вспоминаем здесь имена собирателей и исследователей икон, благодаря которым имеем возможность предъявить их всему миру, сделать общим культурным достоянием. Это Федор Каликин — легендарный реставратор икон Эрмитажа и Русского музея, который собирал по России и спасал нас­ледие староверов, исследователь русской иконы Александра Косцова и реставратор Тамара Чижова. Продолжателями их традиций стала команда куратора выставки Анны Иванниковой, старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа

Прежде чем провести короткую экскурсию по выставке, Иванникова рассказала журналистам, как сложился основной корпус эрмитажного собрания старообрядческого искусства. В 1916 году Василий Дружинин решил продать свою коллекцию Библиотеке Академии наук. Но время войн и революций откладывало решение этого вопроса. В 1930 году Дружинин был арестован по «академическому делу». Срок отбывал в Соловецком лагере, ссылку — в Ростове Великом. Ирония судьбы: Зосима и Савватий, основатели Соловецкого монастыря, были среди самых почитаемых старообрядцами святых, а Поволжье — одним из центров старой веры. В 1936 году Дружинин вернулся в Ленинград, где вскоре скончался. Его собрание рукописей поступило в Библиотеку Академии наук. Произведения искусства, более двух тысяч предметов, были рассеяны по разным музеям. Почти 200 из них оказались в собрании Эрмитажа.

Стопроцентная грамотность

Главное сокровище выставки — трехфигурный «Деисус», состоящий из икон «Спас Вседержитель» «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Они были написаны в 1730‑х годах, украшали Святые врата монастыря с наружной стороны и выполняли охранительную функцию. Икона «Богоматерь Тихвинская» середины XVIII века находилась на внутренней стороне врат и напоминала пустынножителям о необходимости беречь истинное православие. Эти иконы Каликин увидел в 1908 году, они еще находились на покосившихся вратах. Через четыре года собиратель обнаружил, что нет ни врат, ни икон. Выяснилось, что их вывезли ярославские купцы, любители выгорецкой старины. Каликин разыскал купцов и приобрел иконы для Дружинина.

Изысканная по композиции и колориту икона «Встреча у Золотых ворот» изображает святых Иоакима и Анну «цалующимися». Такие иконы в XVIII веке признавались плодом раскольничьего мудрствования и подлежали изъятию. Также запретными были изображения евангелиста Иоанна в виде льва, а Марка — в виде орла. После 1677 года каноническим был признан обратный порядок: Иоанн — орел, Марк — лев, известный нам по разным изображениям. Но иконописец Выга в иконе «Троица новозаветная» придерживается старой традиции.

Икона «Пророк Иоанн Предтеча» до 1917 года находилась в одной из петербургских старообрядческих молелен. «Если вы видите изоб­ражение этого пророка с крыль­ями и одетого во «власяницу» — традиционную рубашку аскетов и пустынников, сшитую из волос или козьей шерсти, то это старообрядческая икона», — поясняет куратор выставки.

Значительный раздел выставки посвящен деревянным резным иконам с изображением Голгофского креста. Некоторые имеют надпись «Ника», что означает победу над смертью. Одна из таких деревянных икон содержит посвящение Анне Архангелогородской. Она была «почтенной грамотицей» — высококвалифицированной «писицей», занималась переписыванием и оформлением книг. В Выговской пустыни обучали грамоте мальчиков и девочек, в библиотеке — «скриптории», или «грамотной избе» работали в основном девушки и женщины.


#выставка #иконы #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком «Преданье старины глубокой».


Комментарии