В мае Новая сцена Александринского театра отметит десять лет со дня основания
Недавно площадка получила имя режиссера, реформатора театральной сцены Всеволода Мейерхольда. Его творческая биография с 1907-го по 1917 год была тесно связана с Александринской сценой. Здесь режиссер поставил около двадцати спектаклей, в том числе знаменитые «Дон Жуан» и «Маскарад». Одно из ключевых событий торжеств по поводу десятилетия Новой сцены — намеченное на 12 мая открытие памятника Всеволоду Мейерхольду, созданного петербургским скульптором Алексеем Архиповым. Среди работ монументалиста, установленных в Петербурге, — мемориальная доска Сергею Довлатову; бюсты русских адмиралов — Макарова, Корнилова, Панфилова и Новосильского — на Синопской набережной; бюст-памятник императору Александру II в селе Путилово Ленинградской области. А еще он воссоздал в 2004 году пятиметровую скульптуру орла на Доме Зингера. Алексей АРХИПОВ рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» о своей новой работе.
Модель памятника Всеволоду Мейерхольду Алексея Архипова./Фото АВТОРА
— Алексей, в пластике вашего Мейерхольда можно уловить отголоски художественного решения живописца Бориса Григорьева, которое он использовал в своем знаменитом портрете режиссера-новатора. Я читала, что эту позу Григорьев подсмотрел на репетиции — Мейерхольд показывал актрисе, как нужно умирать на сцене.
— Я слышал другую версию и больше склонен доверять ей: Мейерхольд показывал, как стрелять из лука. Поэтому на втором плане рядом с его фигурой во фраке и цилиндре изображен одетый в красное лучник.
А вообще‑то я задолго до получения заказа начал думать о том, чтобы сделать скульптуру Мейерхольда. Я много читал о нем, о его творчестве, о его трагической смерти. Прошло время, и, когда решили дать Новой сцене Александринского театра имя Мейерхольда и поставить во дворе памятник режиссеру, проект предложили мне.
— Счастливый случай!
— В моей жизни подобное случается. Так, для себя, поскольку много работаю на тему православия, я делал модели памятников Кириллу и Мефодию, Александру Невскому. А заказы и средства на создание памятников появлялись потом.
— Сложно было работать над памятником Мейерхольду?
— Работалось‑то мне легко. Сложности возникли после завершения работы, когда выбирали место для установки. Сначала хотели поставить во дворе, там, где растет елка. Елку пришлось бы срубить! Но затем решили поставить памятник на пути ко второй сцене театра, если идти со стороны площади Островского. Елка осталась, что радует.
В процессе выяснилось, что эскиз, где Мейерхольд идет вправо, не годится. Он должен идти в другую сторону. Мне помогли дизайнеры, которые с помощью 3D-технологий «отзеркалили» фигуру. И он пошел в нужном направлении! У меня в мастерской на полке стоят две эскизные фигурки, которые идут навстречу друг другу, и, похоже, им это нравится.
— Как вы считаете, нужны ли Петербургу новые памятники?
— Вы же задаете этот вопрос скульптору-монументалисту. Конечно, нужны. Не бывает много памятников, бывает мало денег.
— Кому вы мечтали бы сделать памятник в Петербурге?
— Прежде всего — Даниилу Хармсу. У меня, кстати, уже готова модель, сделанная по эскизам самого Хармса. Знаете его рисунок, где он изобразил себя в бриджах? Только надо подумать над выбором места. И памятник Чайковскому, конечно, должен наконец появиться в городе!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7406) от 28.04.2023 под заголовком «Памятник пойдет в нужном направлении».
Комментарии