В Кунсткамере открылась постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» открылась в Кунсткамере. Она подготовлена в фокусе двух важных событий — 350‑летия Петра I, создателя этого первого отечественного публичного музея, и Года культурного наследия народов России.
ФОТО автора
Этот проект — продолжение постоянной экспозиции «Петровская Кунсткамера», которая открылась в июне в день рождения царя-реформатора. Теперь в роскошном барочном зале на втором этаже здания на Университетской набережной, 3, проект развивается. По словам, Андрей Головнева, директора Кунсткамеры, «музею больше трех веков, и он был не только свидетелем, но и созидателем многих идей и событий, связанных с самопознанием и самосознанием России. Стал хранилищем культурного достояния нашего Отечества, лабораторией выработки национальной идеи России как страны, богатой народами».
Мультимедийный раздел переносит посетителей на триста лет назад. В 1722 году по случаю заключения Ништадтского мира Петр I устроил в Петербурге маскарад, участники которого были одеты в костюмы разных народов. «Его величество, сделав маскарад публичный… ездил с государыней и с прочими в масках и при сем случае ей говорил: «Радуюсь, видя в самом деле, в новой столице разных стран народов», — вспоминал ученый-механик Андрей Нартов.
В 1740 году состоялся карнавал «Парад народов», который придумала императрица Анна Иоанновна как часть потешной «ледяной свадьбы». В этом фестивале XVIII века участвовали представители 150 народов, собранные со всей России. Чтобы все было аутентично, подготовкой празднества занимались кроме императорского двора Академия наук и Кунсткамера. Это событие произвело на современников впечатление не менее сильное, чем сооружение ледяного дворца по проекту архитектора Петра Еропкина. Современные технологии позволят зрителям «примерить» костюмы того времени.
Первый из двух основных разделов «Многонародной России» состоит из впервые выставляемых 39 фигур из белого фарфора (бисквита), а также 23 костюмов представителей разных народов. В 1907 году к приближавшемуся 300‑летию дома Романовых была задумана скульптурная серия «Народности России». Научным куратором проекта был назначен Василий Радлов, директор Кунсткамеры. По итогам всероссийской переписи населения 1897 года был составлен список из 150 народов, подобраны костюмы, скульптор Павел Каменский и его группа начали изготовление моделей. До революции на Императорском фарфоровом заводе успели изготовить 73 фигуры. Среди представленных в Кунсткамере великороссов жители самых разных губерний: от Рязани до Алтая.
Костюмы помещены в четыре тематические витрины: «Славянский хоровод», «Тюркское застолье», «Напевы кантале», «Сибирское камлание». Здесь можно увидеть сарафан русской северянки, юбку-поневу русской южанки, плисовые шаровары русского сибиряка, женский камзол и калфак (головной убор) татарки, парку (кафтан) эвенкийского шамана…
Как рассказала нашей газете Юлия Конькова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Кунсткамеры, предметы датируются в основном XIX — первой половиной XX века. Хотя есть исключения, например, чувашское нагрудное украшение-оберег сделано из монеток-чешуек XVI века, времен Ивана Грозного. Чтобы создать каждый костюмный комплекс, научные сотрудники музея использовали материалы этнографических экспедиций разных лет. Самоедский аркан для ловли оленей поступил в 2018 году после посещения Тазовской тундры. Саамские курительная трубка, мужской пояс и женская сумочка привезены из Ловозера в 2022 году.
Второй раздел экспозиции называется «Императорские дары». В разное время в Кунсткамеру поступили подарки российским императорам — бархат, шелка, конская упряжь от эмиров Бухары, ковер «Царю-освободителю» — подарок Александру II от болгарского народа. Ценные подарки привез из путешествия в Японию будущий император Николай II. Меч итомаки-тати изготовлен в 1330‑х годах. Механические часы «макура докэй» с движущимся циферблатом были подарены в 1838 году Николаю I. Кстати, академическое изучение Страны восходящего солнца было начато по воле Петра I.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7297) от 15.11.2022 под заголовком «Хоровод в костюме и бисквите».
Комментарии