В культурном квартале «Брусницын» открылась выставка «Марк Шагал. Библия»
На выставке (6+) представлено 84 произведения художника — серия цветных литографий на библейские сюжеты, а также литографированные эскизы витражей «Двенадцать колен израилевых» для синагоги медицинской клиники в Иерусалиме. Листы отпечатаны во второй половине 1950‑х — начале 1960‑х годов и принадлежат частным коллекционерам.

ФОТО АВТОРА
Про Шагала и его творчество сочинена целая библиотека. В России его работы принято делить на два периода. Ранний российский — «Полет над городом», «Прогулка», семь панно для Государственного еврейского театра и поздний французский — с преобладанием синего цвета, которым «пропитаны» его витражи, находящиеся в разных странах мира. По словам Шагала, «витраж должен быть строгим и страстным».
Магия художника остается неразгаданной. Шагал находится вне «измов», он вообще не вписывается ни в какие схемы развития искусства ХХ века. Именно поэтому его выставок не бывает много. Тем более что в российских музеях Шагал представлен скромно, а поздний — отдельными работами.

В 1973 году художник заметил, что еще в ранней юности был очарован Библией. Ему всегда казалось, что эта книга — самый большой источник поэзии. «С давних пор ищу ее отражение в жизни и искусстве», — признавался Шагал.
Куратор выставки Валентина Григорьева решила сопроводить литографии текстами из Библии в каноническом переводе. И становится очевидно, что Шагал не иллюстратор, а рассказчик про свой внутренний мир, в котором библейские персонажи — соседи по витебскому местечку. Таковы литографии «Моисей и Десять заповедей», «Плач Иеремии», «Иов за молитвой». Эмблемой выставки стала литография «Давид и Вирсавия». Библейский текст утверждает, что царь Давид, соблазнивший жену своего подданного, раскаялся. Шагал не верит: его царь — счастливый обладатель красоты.
Выставку дополняют работы Франческо Караччо, ученика Шагала, который явно не превзошел мастера. Копировать Шагала бессмысленно, а попытка слегка отстраниться дает банальный модернизм.
Другой путь выбрали петербургские витражисты. Их роднит с Шагалом желание поймать в цветном стекле лучи солнца. Тогда получаются «Похищение Европы» Александра Демидова, «Ночь. Яблоки» Евгения Панина, а также «Весть» и «Дерево жизни» Ирины Бричагиной.
На выставке, которая работает по 23 июля, запланированы мастер-классы по витражной технике.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7867) от 14.03.2025 под заголовком «В лучах солнца».
Комментарии