В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Васильевский остров Алексея Карева»

Выставка приурочена к 145‑летию со дня рождения одного из основателей ленинградской пейзажной школы, педагога Академии художеств, учителя многих лидеров «Круга художников», самого известного объединения 1920‑х годов.

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Васильевский остров Алексея Карева» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

За почти два года, прошедшие со времени открытия камерного пространства в Корпусе Бенуа, которое, по давней традиции нашего музея, называется зал № 80, научными сотрудниками, хранителями, реставраторами был подготовлен ряд замечательных выставок, посвященных мало известным широкой публике страницам советского изобразительного искусства 1920 – 1930‑х годов. Даже если речь шла об именах знаменитых художников. Были представлены произведения Александра Самохвалова, Александра Лабаса, Бориса Ермолаева, Давида Загоскина, натюрморт 1920 – 1930‑х годов. Пространство зала позволяет зрителю подробно рассматривать небольшие по размерам картины, которые запомнятся ему в окружении постоянной экспозиции искусства того времени, где преобладают полотна большого размера, — отметил Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе.

Из тринадцати картин, представленных на выставке Карева, половину представляют виды на Андреевский рынок, созданные в 1926 – 1927 годах. Тут уместно вспомнить, что этот метод — создавать пейзажи из окна — часто использовал Альбер Марке, один из кумиров ленинградских пейзажистов. Для Карева это имя было важным. Выходец из крестьянской семьи, жившей в саратовской глубинке, он многому учился самостоятельно, используя каждую встречу, каждую поездку, которые дарила ему судьба.

В пятнадцать лет Карев приехал в Саратов и нанялся подмастерьем в иконописную мастерскую. Потом учился в художественном училище, познакомился с художниками Виктором Борисовым-Мусатовым, своими ровесниками Петром Уткиным и Павлом Кузнецовым, скульптором Александром Матвеевым. Позже историки русского искусства, добавив к ним имя Кузьмы Петрова-Водкина, назовут их «саратовским ренессансом». Любопытно, что пути Карева и автора «Красного коня» пересекутся гораздо позднее, в начале 1920‑х годов в Ленинграде, когда оба станут руководителями учебных мастерских в Академии художеств. И будут конкурировать друг с другом за студентов.

По словам Ольги Мусаковой, куратора нынешней выставки, исследователя творчества Карева, ведущего научного сотрудника Русского музея, одно время в стенах академии, в знаменитом здании на Университетской набережной, красовалась карикатура. На троне восседает Кузьма Петров-Водкин, а ножку трона пытается подпилить Карев, который считал искусство Петрова-Водкина слишком рационалистичным.

Вернемся к биографии Карева. В 1903 году после учебы в пензенском училище художник приезжает в Петербург, вступает в свободное творческое объединение, которое не имело руководителя, по сути, было коммуной молодых художников. Перед Каревым открылись все богатства Эрмитажа, а еще он узнал, что в Москве можно увидеть коллекцию французских импрессионистов и постимпрессионистов, собранную Сергеем Щукиным.

С 1908 года Карев — постоянный участник выставок, в том числе известного объединения «Мир искусства». Как‑то Александр Бенуа назвал его «одним из наших вдумчивых и даровитых художников». Революция круто изменила жизнь Карева. В 1918 году нарком просвещения Анатолий Луначарский назначает его комиссаром Академии художеств, вскоре Карев становится руководителем учебной мастерской. Но его выставочная активность в СССР и за рубежом не уменьшается. Тема городского пейзажа становится главной в творчестве художника.

В 1927 году состоялась персональная выставка Карева в Русском музее, ее куратором был Николай Пунин, тогда только назначенный заведующим отделом новейших течений. Пунин, фанат русского авангарда, признал в Кареве мастера композиции и цвета.

Художник умер в феврале 1941 года в блокадном Ленинграде. Следующая его персональная выставка состоялась только в 1981 году и также в Русском музее. После нее некоторые произведения, которые находились в частных собраниях, пополнили коллекцию Русского музея. Сейчас там находится 34 картины и 22 рисунка, это крупнейший корпус работ художника. Остальное рассеяно по музеям и частным коллекциям, многое погибло в годы блокады.

В центре нынешней выставки — картина «Нева», представляющая панорамный вид на Васильевский остров с набережной Красного Флота (ныне снова Английской). «Я привык широко видеть», — заметил о себе художник. Возможно, картина создана из окна комнаты студенческого общежития, которое располагалось в одном из домов на набережной. С пейзажами Андреевского рынка — проще. Какое‑то время Карев жил в здании литейного двора Академии художеств, где размещались квартиры преподавателей. Оттуда открывались именно такие виды на Андреевский собор и рынок.

Возрастное ограничение 6+

Читайте также:

В Михайловском замке Русского музея покажут мультимедийный перформанс «Брюллов. Ненаписанный портрет»

В Русском музее открылась выставка «Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200-летию со дня рождения»


#выставка #Русский музей #корпус Бенуа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2117 (7793) от 18.11.2024 под заголовком «Привычка широко видеть».


Комментарии