2Vtzqv4Hz9U

Восхождение к Брюллову. Грандиозная выставка в русском музее привлекает посетителей со всех концов страны

В Михайловском дворце — главном здании Русского музея — открыта уникальная выставка «Великий Карл» (6+), посвященная 225‑летию со дня рождения Карла Брюллова. Уже первые дни ее работы, восторженные отзывы посетителей показали правильность решения руководства Русского музея разместить выставку в родных для Брюллова академических залах, точность смелого дизайнерского решения, предложенного кураторской группой музея, и, что очень важно, желание публики сосредоточенно всматриваться в картины художника, перевернувшего представление обо всем отечественном искусстве.

Восхождение к Брюллову. Грандиозная выставка в русском музее привлекает посетителей со всех концов страны | ФОТО Дмитрия ГОРЯЧЕВА/Русский музей

ФОТО Дмитрия ГОРЯЧЕВА/Русский музей

Любимый художник

Еще на Невском проспекте, что называется, на дальних подступах к Михайловскому дворцу, фасад которого украшает огромный плакат с портретом великого Карла, слышна его фамилия. Народная тропа ведет к нему через площадь Искусств с обязательным поклоном Пушкину, дружившему с художником. Они были главными героями золотого века русского искусства. «Вижу главные ворота, за ними, справа, очередь, мне — туда», — сообщает по мобильному телефону мужчина в берете «а-ля Рембрандт».

Люди заранее готовились к встрече с Брюлловым. И готовы стоять в очереди по несколько часов. Перед входом во дворец слышу, как мужчина объясняет дочке лет десяти, что такое классицизм в архитектуре и что знаменитый зодчий Карл Росси построил Михайловский дворец для великого князя Михаила Павловича и его супруги Елены Павловны. Три ее портрета кисти Брюллова представлены на выставке.

Знакомимся. Николай, его жена Наталия и дочка Наталия — петербуржцы. Они называют три основные причины, которые побудили их провести утро солнечного выходного дня в Русском музее. На выставке собрано много самых разных произведений Брюллова; им хочется посмотреть «Последний день Помпеи» после недавно завершенной реставрации. Они уже слышали, что на выставке устроен необычный пандус.

Захожу в вестибюль. У кассы, в которой быстро разлетаются билеты, оставшиеся от предварительной продажи, спрашиваю их счастливых обладателей, почему они пришли на выставку Брюллова. «Любимый художник», — ответили петербурженки Мария и Елена. «Люблю настоящую живопись», — вторит им Тамара из Краснодара, специально приехавшая в Петербург, чтобы увидеть выставку «Великий Карл».

На парадной лестнице Михайловского дворца публику встречают волонтеры. Алиса и Анна терпеливо объясняют, где расположен вход на выставку. И настоятельно рекомендуют не спешить, спокойно посмотреть залы, ей предшествующие. Там находится постоянная экспозиция русского искусства, от иконы «Ангел Златые Власы» XII века до портретов воспитанниц Смольного института, созданных в конце XVIII века Дмитрий Левицким. «Потом увидите, как глубоко Брюллов знал русское искусство, развивал его традиции и создавал свое романтическое направление», — говорили волонтеры.

Проверка билетов, как бумажных, так и электронных, не занимает много времени, но публика не спешит к картинам. Люди внимательно читают биографию художника и хронологию его жизни, короткой, но богатой на значительные события и встречи.

В первом зале, где показан ранний Брюллов и его автопортрет 1833 года, публика не забывала посмотреть в окна с видами на Михайловский сад. В последние дни октября желтые листья рифмовались с золотом картинных рам.

Магия живописи

Дальше — только Брюллов. Спрашиваю у посетителей выставки про пандус, ведущий к картине «Последний день Помпеи». Марина из Москвы и Татьяна из Петербурга: «Это Путь художника, и мы вместе с ним поднимаемся ввысь». Татьяна добавила слова благодарности художникам-реставраторам, вернувшим картине брюлловские цвета и свет. По мнению Алексея, пандус — «мощное визуальное решение», которое организовало все пространство зала, где, кроме «Помпей», представлены знаменитые портреты. «Если бы все эти картины принадлежали Русскому музею, то следовало оставить пандус насовсем», — говорит Алексей.

В XIX веке люди рассматривали «Последний день Помпеи» часами. Теперь время спрессовалось — и те долгие минуты, которые многие зрители проводят у шедевра Брюллова, говорят о его мастерстве лучше красивых фраз. Марина простояла десять минут, рассматривая каждую деталь. Рядом публика обсуждала изображенное на картине событие, словно оно произошло вчера, а не две тысячи лет назад. В этом магия Брюллова.

Как признались Юлия, Артем и их восьмилетняя дочь Кристина, впечатления от выставки великолепные, хотя они посмотрели на тот момент только «Последний день Помпеи» и картины рядом с ней.

Детей у картин великого Карла собирается много. Виктория, которой всего полгода, «привела» на выставку маму Юлию и бабушку Елену. Они специально приехали из Новокузнецка, чтобы посмотреть выставку Брюллова.

Брюллов2_РМ.jpg
ФОТО Дмитрия ГОРЯЧЕВА/Русский музей

Петербурженка Инна привела на выставку четверых детей. Любови — 15 лет, Михаилу — 11, Глафире — 9, Петру — 6. Пока младший разбирался с аудиогидом, мама сообщила, что ее впечатлила идея пандуса как восхождения к Брюллову. На выставке она старается прививать своим детям чувство прекрасного.

Рекордсменом в те два дня, когда я разговаривал с посетителями выставки, стали многодетные Надежда и Тихон из Москвы. «Записывайте, — дружелюбно посоветовала мне мама, — Глафира — 12 лет, Стефанида — 10, Ефросинья — 9, Фома — 7, София — 5, Серафима — 3, Марфа — 6 месяцев». Пока мама, по профессии — художник-реставратор, рассказывала детям про извержение Везувия, папа сообщил мне о своих самых ярких впечатлениях: «Мне не верится, что это написано рукой. Где следы кисти?».

Место встречи неизменно

Кроме «Помпей» фаворитами публики среди картин, расположенных рядом, стали «Всадница» и портреты Елены Павловны. Петербуржцы Елена и ее дочь Александра, Андрей и его дочь Екатерина сообщили что «Всадница» — их любимая картина Брюллова. Хорошо, что ее привезли из Третьяковской галереи.

В зале, где собраны картины и рисунки Брюллова на религиозные сюжеты, Елена из Сыктывкара рассказала, что она училась в советское время, когда об этой стороне творчества Брюллова не говорили. В Петербург она приехала специально, чтобы посмотреть выставку, вместе с дочерьми Екатериной, будущим ландшафтным архитектором, и Марией, которая мечтает стать художницей.

Брюллов3_РМ.jpg
ФОТО Дмитрия ГОРЯЧЕВА/Русский музей

В этом зале зрители обсуждали, кто послужил моделью для одного из персонажей картины «Распятие», созданной Брюлловым в 1838 году для Петрикирхе. В это время у художника был роман с Эмилией Тимм, который закончился свадьбой. Но они расстались через два месяца. Причина так и осталась тайной. Об этом нет никаких упоминаний ни в письмах, ни в мемуарных документах.

Одно из важных подтверждений качества любой выставки — обязательно встретишь на ней знакомого. Много лет назад мы с меломаном Михаилом дежурили по ночам в очереди за билетами в Большой зал Филармонии на концерты Святослава Рихтера и других звезд. На вопрос о выставке он ответил кратко: «Брюллов — художник № 1. Без дураков». И заодно рассказал новости: недавно Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии возглавил русский грек маэстро Димитрис Ботинис. Музыканты отзываются о новом руководителе очень хорошо: «Батька пришел». Так выставка Брюллова становится местом встречи по самым разным культурным интересам. Кстати, наш разговор состоялся у портрета Михаила Виельгорского из собрания Национального художественного музея Белоруссии. Во времена Брюллова Виельгорский был известным меценатом и музыкантом.

Изумительная выставка

Книга отзывов на выставке стала с первых часов ее работы замечательным человеческим документом. «Никогда не думала, что я способна плакать от восхищения перед картиной. Думала, это из литературы. Выставка «Великий Карл» перевернула и открыла новые грани моего сознания», — пишет одна посетительница музея. «Когда‑то в детстве я увидела репродукцию картины «Всадница». Была потрясена ею, насколько может быть потрясен ребенок, увидев красоту. И вот, спустя почти 50 (!) лет я увидела этот шедевр. Я очень счастлива», — делится своими эмоциями Елена из города Владимира. «Великий Карл» — это выставка, которая дает возможность насладиться красотой жизни…» — считает еще один зритель. Другой вспоминает строчку поэта Николая Заболоцкого: «Любите живопись, поэты! // Лишь ей, единственной, дано // Души изменчивой приметы // Переносить на полотно», справедливо полагая, что эти слова можно отнести к творчеству Брюллова. «Первый раз в Русском музее, очень красивые и проницательные картины», — признается десятилетняя Катя. «Изумительная выставка, я в восторге. Настроение сразу прекрасное. От волнения слов не нахожу», — пишет другая посетительница выставки.

«Высшее наслаждение красотой! Как один человек успел столько создать», — восхищены авторы отзыва, которые подписались «семьи из Перми, Моск­вы, Петербурга».

Много добрых слов и благодарностей сказано в книге отзывов в адрес всех сотрудников Русского музея, которые принимали участие в подготовке выставки: «Потрясена увиденной картиной «Христос во гробе». Спасибо нашей великой России, Русскому музею, его директору за возвращение шедевра на Родину! Великий Карл — Великая Россия». «Спасибо директору музея за прекрасные выставки последнего времени». «Как замечательно, что можно еще раз соприкоснуться с Великой Россией!»

«Масштабная выставка, за один приход не осилить. Надо прийти еще», — честно признается один из посетителей в книге отзывов. Наверняка надо! И не один раз!

Читайте также:

Русский музей проводит конкурс «Античность через века: молодые художники в поисках новых идей»

В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея»


#Русский музей #Карл Брюллов #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7783) от 31.10.2024 под заголовком «Восхождение к Брюллову».


Комментарии