В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Пётр Оссовский. К 100‑летию со дня рождения»

На ней представлены 11 картин одного из основателей «сурового стиля» в советском искусстве, созданные в 1950 – 2000‑х годах, все — из собрания Русского музея.

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Пётр Оссовский. К 100‑летию со дня рождения» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Искусство Петра Оссовского (1925 – 2015), академика, народного художника СССР, занимает особое место в русской культуре. Он рано начал рисовать, окончил московскую среднюю художественную школу и Суриковский институт. В 1959 году создал картину «Три поколения», изобразив скромную трапезу трех пастухов — мальчика, мужчины и старика — на краю осеннего поля с пожелтевшей травой. Позже художник вспоминал, что его вдохновила случайно увиденная репродукция картины Тициана «Три возраста».

Увидев полотно Оссовского, один известный критик того времени впервые обозначил работы художника и его соратников — Гелия Коржева, Виктора Попкова, Павла Никонова как «суровый стиль». Это были художники-реалисты, которых не устраивало приукрашивание реальности, заполнявшее тогда выставочные залы. Их интересовали не толпы людей на демонстрациях, а жизнь современника, который чувствует свою личную ответственность за судьбы страны и самостоятельно принимает на себя трудную миссию строителя новой жизни. «Моя тема — жизнь русского народа, русского человека», — любил повторять Оссовский.

По словам Григория Голдовского, заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, предыдущая выставка Оссовского состоялась в стенах музея в 1995 году. Нынешняя продолжает замечательную традицию отмечать юбилеи лучших советских художников выставками в контексте основной, постоянной экспозиции ХХ века, подчеркивая значимость этих мастеров.

Голдовский добавил, что в коллекции Русского музея находится 13 картин и 9 рисунков художника. В постоянной экспозиции представлена картина «Портальный кран» — яркий образец «сурового стиля». На нынешней выставке отражены все грани творчества Оссовского, в том числе серия об истории нашей страны и знаменитая псковская серия. С 1966 года художник жил на псковской земле, называя ее духовной родиной.

Мария Оссовская, дочь художника, поблагодарив Русский музей за проведение выставки, рассказала, что для ее отца всегда было наградой, великой премией, трепетным эмоциональным праздником, когда его картины поступали в собрание Русского музея — одного из лучших музеев мира.

Самыми ранними по времени произведениями, представленными на выставке, являются пейзажи «Полночь. У переезда» и «Бухара». Картина «Сан Мигель де Альенде» (1962) была написана после творческой поездки на Кубу и в Мексику. Оссовский — автор многочисленных серий, художник говорил, что такая работа позволяет добраться до сути выбранных им сюжетов.

Как глубокое осмысление борьбы советского народа воспринимаются героико-драматические образы из цикла «История красной державы» — «После боя. 20‑е годы», «Стройка. 30‑е годы», «Рождение города. 50 – 90‑е годы». В середине 1970‑х годов художник закончил псковскую серию. Из нее две картины — «Рыбаки Псковского озера» и «Псковские кузнецы Петр и Кирилл», изображающая народных мастеров Петра Ефимова и Кирилла Васильева, представлены на выставке.

Оссовский2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Автопортрет», созданный в 2002 году, стал символическим посланием новым поколениям об ответственности творческого труда и высокой миссии художника. В книге Оссовского «Записные книжки художника» есть такая фраза: «Талант тогда хорош и состоялся, ежели он работает денно и нощно».

Мастер следовал этим словам всю жизнь. В 2012 году, когда отмечалось 1150‑летие первого летописного упоминания древнего русского города Изборска, Оссовский создал росписи музея «Изборская палата». Ему было 87 лет. На псковской земле он обрел вечный покой.

Выставка Петра Оссовского в Русском музее начинает серию юбилейных вернисажей художника, она продлится по 31 марта. В мае его творчество будет представлено  в Москве и Изборске.

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

Русский музей представил виртуальную выставку «Китай и его наследие в русском искусстве. Из собрания Русского музея»

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Юрий Васнецов. К 125‑летию со дня рождения»


#выставка #Русский музей #Петр Оссовский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7852) от 20.02.2025 под заголовком «Вечные истины и новые стройки».


Комментарии