В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Бориса Ермолаева

Она приурочена к 120‑летию со дня рождения ленинградского художника, хорошо известного историкам советского искусства и коллекционерам, но мало знакомого широкой публике.

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Бориса Ермолаева | «Улица в Володарском районе». 1935 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Улица в Володарском районе». 1935 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Этот проект продолжает серию под рабочим названием «В зале № 80». Речь идет о небольшом пространстве, прежде служившем сувенирным магазином. Теперь оно стало выставочным залом внутри постоянной экспозиции русского искусства ХХ века для показа богатейших фондов Русского музея. Само пространство задает формат показа небольшого количества произведений малого формата. Зато позволяет зрителю сосредоточиться на нюансах, увидеть рифмы и переклички, часто ускользающие от взгляда на больших выставках. Первые два показа новой серии были посвящены, соответственно, Александру Самохвалову и Александру Лабасу.

Теперь — выставка Бориса Ермолаева, который родился и всю жизнь прожил в нашем городе, был, по свидетельствам современников, истинно ленинградским интеллигентом: образованным, вежливым, доброжелательным, «к искусству относился свято».

Сам Ермолаев уже на склоне лет в своих воспоминаниях заметил: «Всю жизнь страстно желал, чтобы мой труд не имел ничего общего с «делом», то есть рутинными заказами. И ему удавалось работать свободно. В начале 1920‑х годов он учился в Петроградском художественно-промышленном техникуме у Владимира Федоровича и Михаила Авилова — представителей русской реалистической школы. И одновременно молодой начинающий живописец интересовался малыми голландцами и Алексеем Венециановым, Морисом Утрилло и Нико Пиросмани. Начиная с 1927 года Ермолаев постоянно рисовал на ленинградских улицах, позже сотрудничал с детскими и взрослыми журналами как иллюстратор, многие годы работал в экспериментальной литографской мастерской Ленинградского отделения Союза художников СССР. Он не оставил наследников, и после его ухода специально созданная комиссия Союза художников передала в Русский музей все, что осталось у художника: более тысячи произведений, в основном рисунки и литографии.

Отдых у дома_Пр.jpg

«Отдых у дома». 1932 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Нынешняя выставка посвящена работе Ермолаева над серией, посвященной улицам Володарского (ныне — Невского) района. В начале 1930‑х годов с приходом индустриализации бывшие деревенские предместья стали стремительно застраиваться промышленными и жилыми зданиями. Художника заинтересовал этот момент крутого перелома, когда еще могли соседствовать деревянные домики и козы, пасущиеся в траве около дощатого тротуара, с промышленными зданиями, путепроводами, заводскими трубами. Картины так и называются «Улицы Володарского района».

Фирменной гаммой Ермолаева был серо-зеленый, но после поездки на юг он добавляет в свою палитру яркие краски. В этом плане любопытны два пейзажа второй половины 1930‑х годов. Они созданы на тех же улицах, что и более ранние картины, но художник изображает их с другого конца. Таким образом, получается подобие зеркального изображения: мачта, стоящая слева, оказывается справа; дома на улице, через который проходит путепровод, меняются местами. Но самое главное, что зеленая крыша одного из домов становится ярко-красной и картина получает персональное название — «Дом с красной крышей». Серые фасады из бледно-серых становятся почти белыми, а новая работа именуется «Летний городской пейзаж». Вряд ли за несколько лет их так радикально перекрасили. Поменялась оптика художника. Позже это нашло отражение в ярких литографиях «крестьянского» цикла.

Рядом с городскими пейзажами показаны «жанры» тех же 1930‑х годов. На картинах «У лотка», «Хлебная машина», «Домашняя хозяйка» художник развивает сюжеты, найденные в пейзажах. Теперь главными персонажами становятся не дома, а жители Володарского района. Все вместе эти работы интересны как исторические свидетельства времени, от которого нас отделяет почти столетие.


#выставка #музей #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7527) от 20.10.2023 под заголовком «Летописец Невской заставы».


Комментарии