2Vtzqv4Hz9U

В Корпусе Бенуа открылась выставка русского пейзажа

В Корпусе Бенуа ГРМ открылась выставка русского пейзажа «Преображенная природа».

В Корпусе Бенуа открылась выставка русского пейзажа | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Яркое солнце, белый снег и синие тени на нем... Улыбаются закутанные в платки девушки, идущие из бани в дом. На веревке трепещет мокрое белье и, кажется, звенит на морозе...

– Погода на картине Владимира Гаврилова «Радостный март», написанной в 1960 году, созвучна нынешней, – говорит куратор выставки «Преображенная природа» Сергей Кривонденченков, который провел экскурсию для журналистов. – Только солнца сегодня нет, но весна все равно чувствуется. Выставка представляет русский пейзаж во всем его многообразии и посвящена мимолетным, изменчивым состояниям природы. Это все очень сложные мотивы, ведь художнику нужно уловить почти неуловимое.

Всего представлено примерно сто работ, охватывающих два века. Картины разделены не по хронологии, а по темам. Гроза. Радуга. Рассветы и закаты. Солнечные дни. Лунные ночи...

– Так легче проследить, как решали один и тот же мотив художники разных эпох и школ – академисты XIX века, передвижники, мастера рубежа XIX – XX веков, уже знакомые с принципами импрессионизма, советские художники и, наконец, наши современники, – объясняет куратор. – Кстати, советские художники, которые в годы перестройки было принято ругать, ни в чем не проигрывают академистам – качественная живопись высокого уровня.

Пейзаж как драма, как отражение человеческой души, ее страхов и восторгов, появился в русской живописи в первой трети XIX века – в эпоху романтизма с ее культом иррационального и субъективного. И в дальнейшем шло развитие этой линии. Возьмем, к примеру, марины Ивана Айвазовского (вы увидите их в разделе «Стихия воды»). Они ведь не только о море. О человеке, чей челн так мал в сравнении с бушующим морем страстей и опасностей, где штиль в одно мгновение может смениться ураганом.

На выставке есть работы хрестоматийные, хорошо известные многим. Это понятно, ведь как можно, говоря о русском пейзаже, обойти вниманием, например, «Лунную ночь на Днепре» Куинджи? А есть редкие вещи, которые не видели даже любители искусства. Одно из открытий – картина полярного художника Игоря Рубана «Ночь уходит» (1965 год). Ярко-красное небо, синий снег, юрты...

В первые послевоенные годы Игорь Рубан начал ездить в экспедиции на Север, побывал и в Арктике, и в Антарктике, жил на дрейфующей станции «Северный полюс-4». Это наш советский Рокуэлл Кент, запечатлевший фантастическую красоту полюсов холода, сияющих в обрамлении снегов и льдов.

Преображенная2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Среди многочисленных закатных и рассветных пейзажей выделю два. Это «Закат» Юлия Клевера – художника, работы которого редко можно встретить на выставках. Отношение к нему с легкой руки Александра Бенуа долгое время было критическим, почитался он «салонным». «Закат» приобрела великая княгиня Мария Николаевна. Золотистое небо отражается в воде, пустынный каменистый берег с брошенной кем-то лодкой и одинокий силуэт человека. Казалось бы, что такого – тихий пейзаж, но от него мурашки по коже. У Клевера в его бесчисленных пейзажах с лесом, закатами, заброшенными кладбищами часто таится что-то мистическое, жуткое, как в страшной сказке.

Картина Аристарха Лентулова «Солнце над крышами (Закат солнца на Патриарших прудах») написана в 1928 году. Значит, читать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» художник никак не мог – он еще не был написан. Но городской пейзаж с темнеющей зеленью деревьев и огромным раскаленными солнцем, окрашивающим окрестные дома в красные тона, выглядит как иллюстрация к первым строчкам романа: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах появились два гражданина...».

Для более полного погружения в тему природы организаторы выставки призвали на помощь звуки – в залах раздается утреннее щебетанье птиц и ночные жалобные крики совы на болоте, раскаты грома и шум дождя. А еще рядом с картинами – стихи русских поэтов о природе.

#выставка #Русский музей #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (6880) от 12.03.2021 под заголовком «Драма в пейзаже».


Комментарии