В Корпусе Бенуа открылась выставка «Николай Рерих. В поисках Шамбалы»

В Корпусе Бенуа Русский музей открыл выставку «Николай Рерих. В поисках Шамбалы».

В Корпусе Бенуа открылась выставка «Николай Рерих. В поисках Шамбалы» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На днях на телеэкране в очередной раз обсуждалась актуальная тема: как сохранить самообладание в условиях непростой борьбы со всеобщей напастью. Представитель церкви говорил, что помогает молитва. Физиолог, имея в виду самый печальный исход, уверял, что бессмысленно бояться того, что еще не пережил. Универсальный рецепт для всех – тех, кто не умеет молиться и не так прагматичен, как специалист в области физиологии, – озвучила представитель музейного сообщества. Справиться с паникой помогает искусство. Правда, не современное, сосредоточенное на проблемах сегодняшнего дня, а классическое, отстоявшееся во времени.

Пример – выставка Рериха. Работы художника радуют глаз, заставляют задуматься и внушают оптимизм.

Для этой выставки нет формального повода, круглой даты. Но у музея есть обязательства по отношению к художнику. Здесь хранится крупнейшая коллекция его произведений. Часть ее была получена в дар в 1960 году от сына Рериха, исполнившего волю отца.

– Рериха можно показывать бесконечно, – говорит заместитель директора музея по научной работе Евгения Петрова. – Это художник, работами которого можно просто любоваться, а можно рассматривать, прочитывая в них историю. Его картины для разного зрителя _ подготовленного или нет. Того, кто видит их не в первый раз, они заставляют задумываться и за внешней красотой увидеть второй план – исторический.

В залах Корпуса Бенуа произведения как русского периода, так и индийского. Воспитанник Академии художеств и юридического факультета петербургского Университета, Рерих с детства интересовался всем, что имело отношение к Древней Руси. Он участвовал в раскопках курганов, слушал старинные легенды, изучал летописи и книги. Мир славянской Руси в его ранних работах яркий и образный, в нем есть историческая достоверность, былинный дух и атмосфера, дающая представление об эпохе.

Открывают выставку большеформатные работы. Цикл декоративных панно «Богатырский фриз» Рерих создал в 1910 году. Они украсили интерьер дома состоятельного петербуржца Филадельфа Бажанова. Героями картин стали персонажи русских былин Микула Селянинович, Илья Муромец, Садко, изображенные в процессе прославивших их подвигов. В то время художники увлекались историей, но дома было принято украшать портретами. Рерих даже в частную жизнь стремился внести историю. Проход на ладье по морям и рекам, путь из славян в греки в ранних работах Рериха встречаются часто. Эти картины вошли в учебники.

Центр следующего зала – картина «Зловещие» (впервые представленная в авторской раме). В ней состояние тревоги в преддверии войны 1914 года. Первоначально Рерих хотел изобразить город, но Куинджи посоветовал сделать иначе. На первом плане появились большие черные фантастические птицы – воплощение зла.

В состав выставки вошли и театральные работы художника. У Рериха их много. Он оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже, в частности, «Половецкий стан» для оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» в Московском художественном театре и балета Игоря Стравинского «Весна священная». Оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» в Чикаго было триумфом. Декорации Рериха погружают зрителя в эпоху и вполне могут существовать как живописные произведения.

Рерих знал труды представителей так называемого русского космизма, вместе с ними искал ответы на вечные вопросы бытия, мечтал о путешествии на Восток. В результате революционных событий он оказался за рубежом, после серии выставок в разных странах уехал в Индию. С 1925-го по 1928 год совершал экспедиции по труднодоступным районам Индии, Монголии и Тибета. В поисках новой информации, в том числе и о таинственной Шамбале, экспедиции Рериха прошли сотни километров, тема мифической страны глубоко проникла в его творчество.

Живопись тех лет: пейзажи, изображающие ледники Каракорума, снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, Гималаи. Горы и холмы, небо и земля – величественны и прекрасны. Может показаться, что краски утрированны, особенно любимый художником пронзительно-синий, в природе так не бывает. Но тот, кто видел Гималаи, знает, что художник точно передал эти горы по цвету.

В последнем зале поздние работы. В 1930 – 1940-х Рерих писал горные пейзажи, эссе и очерки. Во время Второй мировой войны он создал несколько картин на темы русской истории и мифологии: «Борис и Глеб», «Поход Игоря», «Единоборство Мстислава с Редедей».

«Партизаны» написаны на реальный сюжет из советской действительности, о которой художник мог знать только из газет. Рерих выписывал прессу, слушал радио, вел обширную переписку, публиковал очерки в поддержку родной страны.

Финал – после Победы написанное символическое полотно «Помни!», в котором есть образы, не исключено, связанные с Шамбалой.

Рерих щедро дарил картины музеям, считал, они должны принадлежать миру. Он не был конъюнктурным человеком, находился в сложных отношениях с властями, в частности с советскими, ничего не делал по заказу. После себя он оставил декларацию прав культуры, считая, что она объединяет народы, помогает сохранить мир.

#выставка #Русский музей #корпус Бенуа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «Шамбала нам в помощь».


Комментарии