В конце прошлого года на экраны российских кинотеатров вышел анимационный фильм «Мальчик и птица»

Фильм 83‑летнего японского аниматора сооснователя студии Ghibli Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Картина, известная в оригинале под названием «Как вы живете?», прервала десятилетнюю творческую паузу мастера. К началу 2024 года этот мультфильм заработал более 400 миллионов рублей в российском прокате.

В конце прошлого года на экраны российских кинотеатров вышел анимационный фильм «Мальчик и птица» | Кадр из фильма «Мальчик и птица»

Кадр из фильма «Мальчик и птица»

Вышедший на экраны в 2013 году фильм Миядзаки «Ветер крепчает» о жизни японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси был заявлен как последняя работа автора. Однако в 2016 году маэстро занялся новым полнометражным фильмом, работа над которым продолжалась семь с половиной лет. Все это время рабочий процесс держался в сек­рете.

Чтобы детализировать визуал фильма, Миядзаки нарисовал 603 страницы раскадровок, которые во время производства картины заменили традиционный текстовый сценарий. Эти иллюстрации к фильму будут изданы в виде книги.

А саундтрек к нему написал композитор Дзе Хисаиси, который создал музыку и к другим фильмам Миядзаки — «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками» и «Ходячий замок».

В своей новой работе, получившей в российском прокате название «Мальчик и птица», режиссер, как всегда, поднимает проблемы взросления и поиска себя, пути к мечте, а также экологические и военные темы.

История нового аниме происходит в 1943 году во время Второй мировой войны. Фильм начинается с трагедии. Мама главного героя — 12‑летнего мальчика Мохито — погибает в страшном пожаре (в гос­питаль, где она находилась, попала бомба). Через год отец Мохито вступает в брак с младшей сестрой погибшей жены, которая ждет ребенка.

Новая семья поселилась в загородном поместье. Мальчик одинок, он тоскует по маме и не хочет принимать свою новую жизнь. Однажды он замечает следящую за ним огромную серую цаплю. Птица оказывается волшебной. Она заманивает ребенка в старую заброшенную башню, обещая, что отведет к маме. Мохито оказывается в мире духов, где проходит испытания, благодаря которым принимает свою новую жизнь, новую семью и примиряется со смертью матери.

Автор пытается донести до зрителей мысль о том, что мир грез не идеален, в нем невозможно находиться вечно. Поэтому, какой бы тяжелой ни была реальность, нужно жить здесь и сейчас.

Мохито — отражение самого Миядзаки в детстве. Будучи ребенком, из‑за войны он был вынужден покинуть Токио. Его отец, как и отец главного героя, руководил фабрикой по производству деталей для самолетов, а мама сильно болела. Кстати, именно она подарила будущему режиссеру книгу японского писателя Есино Гэндзабуро «Как поживаете?» о взрослении и духовном росте, которую автор взял за основу мультфильма. Еще один источник вдохновения Миядзаки при создании нового аниме — «Книга потерянных вещей» Джона Конноли.

Любопытно, что в фильме много образов не только из японской мифологии, но и из западных сказок, благодаря чему происходит объединение восточного и западного понимания прекрасного. К примеру, там есть отсылки к древнегреческой мифологии, «Божественной комедии» Данте и даже к советскому мультфильму «Снежная королева» 1957 года, который Миядзаки очень любит.

Для понимания фильма стоит знать и о символах, которые в нем используются. Прежде всего это птицы, которых здесь много. В синтоизме птицы — это носители души человека, их полет символизирует путь в другой мир после смерти.

Есть в этой анимационной ленте и обезумевшая жадная толпа, представленная империей попугаев-людоедов, которые заняли ­место настоящего творца и стремятся обрести безграничную власть. С помощью этого образа режиссер критикует милитаризм.

А еще «Мальчик и цапля» — это история о преемственности. И здесь прочитываются размышления Миядзаки о будущем студии Ghibli. Известно, что достойного преемника мастер пока не нашел. И он неоднократно отмечал, что студия после его смерти прекратит существование. Не зря в мультфильме цитируется китайская пословица: «Тот, кто учится у меня, умрет». Ее суть в том, что не стоит слепо копировать сэнсэя, всегда нужно использовать только элемент его творчества, добавляя что‑то свое. Пренебрежение этим правилом грозит поражением в бою, то есть смертью. Это значит, что копировать, подражать мастеру бесполезно.

В «Мальчике и птице» творец представлен седовласым старцем, придумывающим сказочные миры. В нем угадываются черты сооснователя легендарной студии, наставника, конкурента и друга Хаяо Миядзаки — Исао Такахато, который ушел из жизни в 2018 году. А прототипом серой цапли стал еще один сотрудник студии — Тосио Судзуки. Взаимоотношения мальчика и цапли в мультфильме похожи на стиль общения двух мэтров мультипликации Судзуки и Миядзаки.

Изначально планировалось, что «Мальчик и птица» станет последней работой Хаяо Миядзаки, однако недавно стало известно, что режиссер работает над новым проектом. Более того: внимательные зрители заметили, что в финале фильма «Мальчик и птица» впервые нет значка «Конец».

япон.jpg

ФОТО freepik.com / Инфографика Ирины ГАБОВОЙ 


#фильм #прокат #автор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7597) от 06.02.2024 под заголовком «Сказочные миры без конца».


Комментарии