В Константиновском дворце открылась выставка Максима Атаянца «Рисунки и акварели»

В Константиновском дворце открылась выставка архитектора и художника, педагога и искусствоведа Максима Атаянца «Рисунки и акварели», на которой автор представил свое графическое творчество за последние тридцать лет.

В Константиновском дворце открылась выставка Максима Атаянца «Рисунки и акварели» | Пестум. Восточный фасад храма Геры. Рим. Колизей. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Пестум. Восточный фасад храма Геры. Рим. Колизей. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На шестидесяти листах — классическая Античность. Рим и несколько других итальянских городов (Пестум, Седжеста, Акрагант), Афины, Пальмира, Восточное Средиземноморье, а также раннее Cредневековье — храм Звартноц VII века в Армении.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Атаянц, этот проект преследует несколько целей. Показать, что каждый камень, которому тысячи лет, приобретает индивидуальность. Предложить публике поразмышлять над тем, что такое рисунок в эпоху смартфонов. Как заметил кто-то из художников, «рисунок — это оппозиция электронике». Наверное, Атаянц не столь радикален. Среди его рабочих инструментов не только бумага, кисть и перо, но и современная фотокамера. Съемки — тоже часть творчества.

Что касается рисования, то, по словам Атаянца, он пропускает через себя, казалось бы, хрестоматийные виды. Внимательный зритель заметит на его рисунках людей, лошадей, кошек, рыб в бассейнах, «палки» для селфи и т. д. По этим деталям можно понять, как менялся мир, окружающий старые камни. «Здания остались, толпа меняется, другие туристы, другие автомобили», — заметил Атаянц.

Наконец, эта выставка является опытом показа хрупкой графики в пространстве одного из парадных залов Константиновского дворца. Художник «забирает» в паспарту всего несколько работ, которые размещены на стенах. Остальные, часто сделанные на толстой бумаге ручного отлива с неровными краями, помещены в витрины. Обычно в них показывают произведения декоративного искусства. Ручная графика в таких витринах преобразует зал. То ли в библиотеку, где хранятся изображения древностей, которые необходимо, как книги, неторопливо рассматривать. То ли в изящный кабинет, незримый владелец которого собирает диковинные предметы...

Важная часть выставки — рисунки, сделанные в Пальмире. «Художники XVIII века, изображая античные руины, могли предаваться романтическим размышлениям об ушедших великих цивилизациях. В XXI веке мы имеем дело с военными преступлениями», — говорит художник. Пальмирская серия создавалась полтора десятилетия. На рисунке 2005 года мы видим храм Бэла, в 2019-м Атаянц изображает то, что оставили от него современные варвары. Пронзителен большой рисунок «Театр. Пальмира», где на одном большом листе наверху в цвете изображено живое здание, а внизу черной тушью — то, что от него осталось теперь.

Самый ранний рисунок относится к 1990 году, это как раз колоннада храма Звартноц. Этим летом Атаянц почти случайно (хотя, наверное, в жизни художника нет места случайностям) очутился в тех краях и изобразил колонны, соединенные небольшими арками. Оказалось, что реставраторы нашли фрагменты подлинных деталей и установили их на исторические места.

Финалом авторской экскурсии на вернисаже стал рассказ о двух изображениях римской Пьяцца дель Пополо. Сначала художник сделал акварель, как он выразился, «на чувстве», когда в 1995 году впервые попал в Рим. Легко понять эмоции фаната Античности. Через год была сделана большая акварель с изображением той же площади. Она потребовала полгода тщательной работы.

Выставка продлится по 15 февраля. Она входит в несколько экскурсионных маршрутов по Константиновскому дворцу.



#выставка #константиновский дворец #художники #графика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7083) от 30.12.2021 под заголовком «Камни остаются, люди меняются».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?