В Петербурге открылась выставка «Аникушин / Чехов. Ускользающий герой»

В музее «Мастерская Михаила Аникушина» открылась выставка «Аникушин / Чехов. Ускользающий герой». Кураторская команда во главе с Юлией Мачевской и Людмилой Титовой определили ее жанр как погружение. Зрителям предложено подумать над вопросом, почему Аникушин 37 лет постоянно трудился над образом Чехова, но так и не завершил эту работу.

В Петербурге открылась выставка «Аникушин / Чехов. Ускользающий герой» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Строго говоря, это развернутое повествование об одной работе Михаила Аникушина — памятнике Чехову в Москве. С тридцатью моделями памятника в гипсе, пластилине и бронзе, десятками рисунков скульптора, фотографиями во время работы, официальными документами, интервью, записками. Они находятся в собрании музея, а также предоставлены Ниной Аникушиной, дочерью скульптора.

Как рассказала нашей газете Мачевская, эпиграфом к выставке стали слова Аникушина: «Чехов никогда не уходил из моей мастерской». Погружение состоит из трех основных частей: «Вы в музее скульптора», «Вы в мастерской скульптора», «Вы в голове скульптора». Первая часть размещена в мемориальной гостиной Аникушина. Сейчас его гости — хронология событий и документы. В 1959 году был проведен открытый конкурс на памятник Чехову к столетию писателя. Он не выявил победителя. Аникушин не успел принять участие в том конкурсе, но эта дата стала точкой отсчета. В 1961 году он подал для следующего, закрытого, конкурса двухфигурную композицию с Левитаном. Жюри ее отклонило, но именно Аникушину было предложено продолжить работу. Скульптор работал над тремя вариантами — «московский денди», «Чехов времен поездки на Сахалин», «большой писатель в Ялте, незадолго до ухода». В 1965 году было выбрано место на Страстном бульваре, но работа затягивалась. Среди эскизов скульптора на бумаге неожиданно встречаем изображение пальто писателя с пояснением Аникушина: «Рост Чехова 2 аршина 9 вершков — 184,5 см. Талия по поясу — 82 см». И в другом месте: «Рост «достигал» 58 кг». Аникушин тщательно исследует пропорции фигуры Чехова, чтобы удлинить ее в скульптуре. Изучает правило, чтобы нарушить его.

В середине 1970-х годов из Министерства культуры и Мосгорисполкома в Ленинград одно за другим идут вежливые, но настойчивые письма: завершить работу, чтобы установить памятник в 1978 году. О юбилеях речь уже не идет, надо закладной камень осваивать. Но Аникушин занят другими проектами, ставит десятки монументов в разных городах. Впрочем, это не означает, что работа над Чеховым прекратилась.

В 1995 году на Страстном бульваре установили памятник Владимиру Высоцкому. Памятник Чехову появился в Камергерском переулке рядом со зданием МХТ только в 1998 году, уже после смерти Аникушина. Модель была доработана Марией Литовченко, его женой и соратницей.

Раздел «Мастерская» находится в малой мастерской Аникушина. Здесь можно увидеть варианты памятника разных лет, от денди до того, который был реализован. «Головной» раздел — главный, он занимает большую мастерскую. Здесь разговаривают скульптуры и рисунки Аникушина, последний сделан за месяц до смерти, а также фотографии Чехова и воспоминания о нем. Максим Горький отмечал «мягкие женские глаза». Константин Коровин говорил, что «вся его фигура... внушала особенное к нему уважение». Иван Бунин увидел, как «каждый год менялось его лицо».

Все это Аникушин внимательно читал и как-то заметил: «Иногда кажется, что лучше меня его никто не знает». И тут же признается в неуловимости образа Чехова.

Музей не отходит от своей традиции создания интерактивных площадок. Для детей это будут игры «Звуки мастерской», «Потрогай и угадай материалы», «Примерь фигуру к постаменту» и т. д. Для взрослых — тома из собраний сочинений Чехова. Почитайте.

Наверное, у каждого зрителя будет свой ответ на вопрос, почему ­37 лет? Любовь Славова, искусствовед, специалист по русской скульптуре ХХ века, считает, что все просто: Аникушину нравилось работать над образом Чехова, он этим наслаждался.


#выставка #музей #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (7082) от 29.12.2021 под заголовком «Ускользающий Чехов у Аникушина».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?