В Книжной лавке писателей прошла творческая встреча «Диалог о фантастике: будущее уже завтра»
Беседа была организована в рамках большого проекта Литературного музея «ХХ век» под названием «Литературная среда», и провела ее Мария Баданина, знаток советской фантастики, заместитель директора музея.

ФОТО Marcel Strauß on Unsplash
Гостями вечера стали современные литераторы: публицист и критик Сергей Переслегин, журналист и писатель Кирилл Казачинский, поэт Наталья Луковникова, молодой автор Игорь Верещенский.
Из них только Верещенский подтвердил, что считает себя фантастом. Остальные предпочли более осторожные формулировки — прогност (предсказатель), исследователь… «Я могу считать себя теоретиком фантастики, которой давно нет», — сказал Переслегин. Ибо, по его мнению, большинство направлений этого жанра уже исчерпали себя. С коллегой согласна Наталья Луковникова, уверенная в том, что нет смысла говорить о возрождении старого («возрождать фантастику — все равно что возрождать гимны богам»), а значит, настало время задуматься о новом жанре.
Впрочем, прежде чем заглянуть в будущее, участники беседы попытались поточнее сформулировать, что же такое фантастика и чем она отличается от фэнтези. Сошлись на том, что настоящую (научную) фантастику пишут «физики», а сказочную — «лирики». И что истинные фантасты не создают миры, а насыщают фантастическими элементами мир реальный.

Интересно, что, когда гостям было предложено назвать книги, оказавшие самое большое влияние на них самих и их творчество, оказалось, что диапазон таких текстов запредельно широк. Первыми вспомнили братьев Стругацких — «Трудно быть богом» и «Понедельник начинается в субботу». Отдали должное «Лачуге должника» и другим сочинениям Вадима Шефнера, поговорили о романах Ивана Ефремова («Туманность Андромеды» и прочие), почтительно склонили головы перед «Мастером и Маргаритой» Михаила Булгакова. Затем помянули Александра Беляева, Алексея Толстого, Жюля Верна и многих других. После с удовольствием обратились к сказкам — «Алисе в Стране чудес», «Волшебнику Изумрудного города», «Малышу и Карлсону». И, наконец, порассуждали о фантастической составляющей «Преступления и наказания».
Какие истории могут произрасти в будущем на этой богатой и разнообразной литературной почве? Игорь Верещенский полагает, что новая фантастика должна, как и прежняя, опираться на научную составляющую. Наталья Луковникова — что литература «может формироваться историей, семиотикой или психологией».
Сергей Переслегин уверен: «Фантастика кончается там, где начинается любовный роман». Однако допускает возможность развития «интеллектуального женского романа в жанре фантастики». К слову, сам он окончил физический факультет Ленинградского университета по специальности «физика ядра и элементарных частиц», то есть является ярким представителем «физиков» в литературе. Однако он не склонен недооценивать своих коллег-«лириков».
По мнению участников встречи, задача писателей-фантастов — помочь читателям увидеть в мире нечто, до этого невиданное. А для исследования новых вещей нужны новые понятия и даже новые слова. С этой точки зрения равняться можно на Достоевского, которому русский язык обязан словом «стушеваться». Или на единственного в своем роде поэта и словотворца Велимира Хлебникова — по одной из версий, именно он ввел в обиход слово «летчик» (правда, обозначил им не пилота, а летательный аппарат).
Какие темы могут вдохновить современных фантастов? Среди возможных была названа, например, квантовая физика. Думается, это может быть действительно интересно. Особенно если автор окажется не только знатоком науки, но и мастером слова.
Читайте также:
Политехники и Победа. В Петербурге представили книгу «Политех. Стойкость. 1941 – 1945»
Север в фиолетовых тонах: путешествие фотографа Александра Моисеева в сердце русской глубинки
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7930) от 19.06.2025 под заголовком ««Физики» и «лирики» современной фантастики».
Комментарии