В киноцентре «Ленфильм» представили фильм Юлдус Бахтиозиной «Дочь рыбака»

В киноцентре «Ленфильм» представили фильм Юлдус Бахтиозиной «Дочь рыбака». После показа Юлдус и 65-летняя модель агентства Oldushka Валентина Ясень, сыгравшая одну из ролей, встретились с публикой.

В киноцентре «Ленфильм» представили фильм Юлдус Бахтиозиной «Дочь рыбака» |

Юлдус рассказала, что работа над фильмом шла два года.

– Это независимое кино с очень скромным бюджетом из собственного кармана. То, что он вышел в прокат, – чудо. И чудо, что фильм заметили, – говорит Юлдус.

«Дочь рыбака» – фильм художника, арт-фильм. Когда смотришь, обращаешь внимание прежде всего на картинку, и только потом считываешь заложенные в фильме смыслы. Критики, писавшие о визуальной стилистике картины, поминают Рустама Хамдамова и его «Мешок без дна», «Последнюю сказку Риты», снятую в 2011 году Ренатой Литвиновой, а еще картину Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Я бы еще вспомнила о Новой академии изящных искусств Тимура Новикова и работах неоакадемистов. Например, о выставке Владислава Мамышева-Монро «Русские вопросы» в Мраморном дворце, где тоже использовались образы из русских сказок для рассказа о современных проблемах.

А жанр? Сказка – жутко красивая? «Это не совсем сказка. Еще и сатира», – говорит Юлдус.

Модель Валентина Ясень играет проводницу в сказку. Она появляется в начале фильма у ларька с надписью «Рыба народов мира», чтобы купить рыбные головы и сварить суп для кошек. Измученной неприятностями и бессонницей продавщице Полине Щукиной (Алина Король) она дарит волшебный напиток, который унесет ее в страну сказочных снов. В страну, где из обычных депрессивных продавщиц мороженой рыбы делают царевен.

Правда, сказочная страна и ритуалы по превращению в прекрасных царевен напоминают советские конторы с их бюрократией, неласковыми служащими, длинными томительными очередями. Этому смешению магического и бюрократического, древнерусского и советского есть объяснение.

– Мама читала мне сказки на ночь, это прямо ритуал был у нас, – рассказывает режиссер. – И я очень любила смотреть сказки по телевизору. А ведь основной массив фильмов-сказок был снят именно в советскую эпоху. Например, «Морозко» Александра Роу – один из любимых фильмов. Я хотела вытащить на поверхность русский культурный код. Чтобы он поднялся откуда-то из глубины души, из детства, нашей генетической памяти. Ведь эти сказочные образы живут в нас: Царевна Лебедь, Змей Горыныч, тридцать три богатыря и три девицы под окном... Мне захотелось переосмыслить архетип царевны, заложенный в этих сказочных историях. Изобретенное мною слово «царевность» стало жить.

– Царевность – это когда ты уверен в своем праве на достоинство и на счастье. Когда принимаешь на себя ответственность за свою жизнь, свои мысли, чувства, желания. Преодолеваешь страхи, в том числе и страх смерти, – говорит Валентина Ясень.

Ее житейская история тоже в какой-то мере сказка. Она переехала в Петербург из Челябинска в 1990-е годы, жила в коммуналке и кем только не работала. Пока ее не заметили и не предложили стать моделью в агентстве, где все манекенщицы старше 50 лет.

Валентину спросили, верит ли она в чудеса.

– Верю! – отвечает она. – Но, чтобы чудо произошло, надо выходить в мир открытым ему, освободившись от плохих чувств, претензий. Расскажу вам историю из своей жизни. Я работала курьером одно время. И вот везу журналы, ехать далеко, тележка тяжелая. А в голове крутится ссора – поссорилась с близкими. И все думаю – правы они? Или я? Залезаю в троллейбус со своей тележкой с журналами, и тут меня кто-то толкает со словами: «Куда ты лезешь, бабка!». И еще кто-то обидное сказал... Но вот я успокоилась и решила, что с близкими надо помириться, неправа все же я. Мои претензии уходят, я понимаю, что мы помиримся. И вдруг слышу: «Дама, садитесь, пожалуйста!». Мне уступили место. Вот мне нужно выходить, и какой-то молодой человек забегает вперед со словами: «Позвольте, я вам помогу», подает руку, подхватывает мою тележку. Пробуждает во мне царевность!

Еще Валентина рассказывает о том, как влияли на ее игру, как помогали грим, аксессуары, костюм. И добавляет:

– Девочки, обращайте внимание на одежду! Она может многое в нас раскрыть, пробудить.

Костюмы в фильме стоят особого внимания.

– Очень многие костюмы я сделала сама, – рассказала Юлдус, которая, кстати, владеет мастерством редкой и сложной золотошвейной вышивки. – В фильме использованы кокошники, которые создал московский художник Юханн Никодимус – это реплики исторических головных уборов. А есть мои работы, я назвала бы их дизайнерскими. Это не точная реконструкция, а переосмысление. Мне кажется, они похожи на доспехи, на рыцарские шлемы, поскольку все мои царевны – воинственные барышни.

Действие происходит в выстуженном ледяном Петербурге. Но впечатление холода смягчает главенствующий в цветовой палитре фильма жизнеутверждающий зеленый цвет в богатстве своих оттенков – от инфернального болотного до сказочного изумрудного. Он присутствует в костюмах персонажей. Среди них множество царевен – Царевна Лебедь, Царевна-змея, Царевна-лягушка. Вспоминается московская боярышня, возлюбленная Орландо из романа Вирджинии Вулф: «...На что она похожа? Снег, пена, мрамор, вишня в цвету, алебастр, золотая сеть? Нет, все не то. Она была, как лисица, как олива, как волны моря, когда на них смотришь с вышины, как изумруд, как солнце на мураве покуда отуманенного холма, – но ничего этого он не видел и не знал у себя в Англии».

Над хореографией в фильме работал Владимир Варнава. Он ставил не только танцы, но и продумывал рисунок обычных движений. А музыка? Здесь звучат и народные песни, слова в которых слегка изменены. И хиты в исполнении кумиров нынешних подростков. «Я все про всех знаю, И я буду спать, Пока мой принц не разбудит меня», – поет певица Луна. И ей словно отвечает Тима Белорусских, предупреждая в песне «Незабудка»: «Воздушный поцелуй станет самым горьким».

#фильм #премьера #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Пробуди в себе «царевность»».


Комментарии